Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Автопроизводители обязаны устанавливать в машины специальные контрольные устройства для снижения уровня вредоносных соединений в выхлопных газах, чтобы соответствовать нормам экологической безопасности. Каталитические конвекторы есть практически в каждой машине, они преобразуют и сжигают оксиды углерода и азота в выхлопах, за счёт чего снижается их процентное содержание. Лямбда-зонд в конструкции такого устройства является неизменной деталью. В каких случаях полезна обманка на лямбда-зонд, как её установить и каких последствий ожидать?

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Датчик кислорода отправляет сведения на бортовой компьютер, который следит за составом смеси, поскольку концентрация вредоносных выбросов напрямую зависит от полноты сгорания горючего. Так как условия эксплуатации автомобилей в нашей стране достаточно жёсткие из-за состояния дорог и низкого качества бензина, катализатор часто ломается вместе с лямбда-зондом.

Сломанные детали необходимо или менять, или устанавливать обманку лямбда-зонда, ремонт неактуален.

Кислородный датчик представлен в виде электронного устройства, ключевая цель которого заключается в накоплении сведений о количестве кислорода в выхлопах машины.

Полученные сведения направляются на компьютерный блок, который анализирует их и формирует оптимальный состав горючей смеси, регулируя баланс кислорода в ней.

Место установки лямбда-зонда – спереди от катализатора на приёмной трубе или сразу же на выходном коллекторе.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Принцип работы

Гальванический элемент выступает в роли рабочего устройства датчика кислорода, у него есть твёрдый электролит из керамики на базе диоксида циркония. Он обладает электродами из губчатой платины и легирован оксидом иттрия.

У каждого электрода своя цель: один измеряет содержание кислорода в составе выхлопных газов, другой — в окружающей среде. За счёт этой разницы при нагреве датчика до +300 градусов по Цельсию на нём формируется выходное напряжение.

Поломка рассматриваемого элемента приводит к отсутствию поступающих сведений для контроллера, возможно получение ложных данных, следовательно, смесь горючего формируется неправильно.

Последствия:

  • сообщение о критической ошибке;
  • повышение концентрации вредоносных примесей в выхлопах;
  • потеря мощности со стороны движка;
  • избыточный расход топлива.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Второй лямбда-зонд

Для некоторых машин два кислородных датчика – это норма. Первый традиционно монтируется на приёмной трубе или в коллекторе, место установки второго – исключительно каталитический конвертёр. Основная задача дополнительного датчика заключается в определении уровня процентного содержания кислорода в выходящих из катализатора газах.

Поскольку в случае поломки лямбда-зонда водитель испытывает дискомфорт во время вождения, а покупка нового элемента не всегда представляется возможной, допустимо сделать самостоятельно обманку датчика кислорода.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Чтобы понять принцип действия эмулятора, стоит рассмотреть каждую разновидность отдельно, так как работает обманка лямбда-зонда в каждом случае по-разному.

Ключевая цель эмулятора – «запудрить мозги» ЭБУ машины, если каталитический конвертёр сломан. Обманка подаёт сигнал об оптимальной работе катализатора и допустимом содержании кислорода в выхлопах.

Итак, рассмотрим три способа обмануть электронику современной машины.

Перепрошивка контроллера

Единственное требование в данном случае – использование услуг специалиста, если вы не сильны в электронике. Использование метода целесообразно при поломке и датчика, и катализатора.

Необходимо в электронном режиме отключить датчик кислорода путём входа в соответствующую программу. Далее вносятся соответствующую изменения и, если всё выполнено верно, на приборной панели больше не будет отображаться сообщение о критических неисправностях.

Мотор при этом будет функционировать в стандартном порядке без лямбда-зонда. Основная проблема, связанная с данным методом, заключается в том, что при совершении неправильных действий компьютер больше не будет работать в оптимальном режиме.

Обратите внимание

Исправить это сможет только заводская прошивка, которая дорого стоит и в целом достать её не так-то просто.

Механический эмулятор

Обманка лямбда-зонда своими руками в механическом варианте выполняется намного проще. По сути — это просто проставка, именуемая втулкой, устанавливается она в зоне между непосредственно зондом и местом, где фиксируется датчик. Речь идёт о поверхности коллектора или приёмной трубы.

Для изготовления втулки используется бронза или термически стойкая сталь высокого качества. Визуально это полый цилиндр, внутри которого содержится измельчённая керамическая крошка.

Тонкое осевое отверстие и резьба располагаются с той стороны проставки, к которой фиксируется элемент выхлопной системы.

Что касается реализации данного метода, необходимо изменить позицию датчика, чтобы он был дальше от приёмной трубы или коллектора. После прохода сквозь тонкое отверстие выхлопные газы попадут в незначительной степени на керамическую крошку, где вступят в реакцию окисления под влиянием температурного фактора.

Разумеется, содержание вредоносных веществ существенно снизится. Учитывая тот факт, что данный способ предполагает в той ли иной мере обман датчика, целесообразность его применения наблюдается исключительно в случае поломки катализатора.

Последний необходимо заменить пламегасителем или вовсе удалить из системы выхлопов.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Самостоятельно изготовить механическую накладку можно без лишних усилий, если вы обладаете навыками токаря. Подготовьте заготовку из бронзы или стали, токарный станок и схему детали с необходимыми параметрами.

Если токарные навыки – это не ваше, просто купите готовую деталь или закажите с указанными параметрами.

Стоимость готового варианта может колебаться в диапазоне 200 — 800 рублей – всё зависит от сложности изделия и его разновидности.

Что касается дальнейшей установки приобретённой или сделанной собственноручно детали, проблем в данном случае не возникнет, даже если специальные навыки у вас отсутствуют. Найдите, где расположен датчик кислорода, отключите его, извлеките и установите втулку на его место. Далее просто вкрутите в проставку датчик и подключите модифицированную конструкцию к сети.

Электронная обманка

Более сложным с технологической точки зрения устройством является электронная обманка лямбда-зонда. Целесообразность её использования также наблюдается в аналогичных случаях выхода заводских деталей из строя. Секрет функциональности заключается в преобразовании сигнала от датчика в сигнал с соответствующими оптимальной работе катализатора характеристиками.

Подключить обманку следует напрямую к идущим от зонда к контроллеру проводам.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Программируемый микропроцессор зачастую выступает в роли основы для подобного рода обманок, но вы сможете и самостоятельно собрать элементарную интерпретацию, если умеете пользоваться паяльником.

Актуальность использования описанного ниже эмулятора наблюдается при выходе из строя второго датчика, место расположения которого приходится на зону после катализатора.

Данный вариант предельно примитивен на первый взгляд,  однако на практике неоднократно была доказана его работоспособность. Подготовьте следующие материалы:

  • набор для паяния, включающий всё необходимое;
  • резистор сопротивлением 1 Мом;
  • неполярный конденсатор, ёмкость которого составляет 1 мкФ.

Традиционно электронная обманка второго лямбда-зонда располагает двумя чёрными, также белым и синим проводами.

Последовательность установки обманки следующая:

  1. На начальном этапе работ провод массы должен быть полностью отключен от аккумулятора.
  2. Чёрные нам не понадобятся, просто разорвите проводник синего цвета и установите на месте разрыва резистор.
  3. Через конденсатор следует соединить синий и белый провод.
  4. Зона под разъёмом – наиболее удачное место для установки такого самодельного эмулятора. Это может быть моторный отсек, зона под приборной панелью или между передними сиденьями.

Покупка готового эмулятора

Как уже упоминалось ранее, если самостоятельно сделать обманку вам не под силу, купите готовую. Разнообразие их достаточно велико, ассортимент и цены по Москве выглядят следующим образом:

  1. Электронный вариант или эмулятор катализатора обойдётся в 1500 рублей, при этом 500 рублей дополнительно придётся заплатить за установку рассматриваемой детали.
  2. В районе 1 400 рублей стоит угловая обманка.
  3. Обманка второго датчика, оснащённая миникатализатором из металла, стоит около 1 150 рублей и подходит для машин со стандартами Евро-4.
  4. Классическая механическая втулка производителя FortLuft обойдётся в 500 рублей. Такая деталь не оснащена миникатализатором и подходит для машин до 2001 года выпуска.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Негативные последствия

Помните, что выбирая установку эмулятора, вы всегда идёте на риск. Неправильный монтаж может привести к разного рода неисправностям:

  • датчики безвозвратно повреждаются;
  • появляются многочисленные ошибки в функционировании бортового компьютера;
  • недолжным образом спаянная схема приводит к проблемам с контроллером и электрической проводкой;
  • если бортовой компьютер неправильно регулирует впрыск, мотор может работать с существенными нарушениями.

Следите за аккуратностью и чистотой работы с электроникой. Поломка может возникнуть даже из-за минимальной неточности, поэтому безукоризненное следование инструкции является, в данном случае залогом успеха. Что касается приобретения, не стоит доверять сомнительным сайтам, поскольку приобретённые там детали или не приносят ожидаемого результата, или работают плохо.

Уход за катализатором

Экология нашей планеты не лучшим образом воспринимает подобные хитрости, поэтому лучше приобрести и установить новые детали, если таковые вышли из строя. Воспринимайте эмулятор как временное решение и старайтесь избегать выхода каталитического конвертёра из строя.

  • отдавайте предпочтение только высококачественному топливу;
  • избегайте глубоких луж, чтобы разогретый катализатор не подвергался резкому охлаждению;
  • откажитесь от сомнительных топливных присадок неизвестных производителей;
  • регулярно проходите ТО;
  • избегайте механических повреждений корпуса.
Читайте также:  Как снять шаровую опору без съемника? когда под рукой его нет

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Выводы

Многие водители используют рассматриваемые эмуляторы ради возможности сэкономить и не покупать новые датчики. Помните, что изготовление и монтаж должны быть выполнены грамотно, в противном случае негативные последствия затронут не только бортовой компьютер, но и сам двигатель.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(4

Источник: https://motorsguide.ru/system/obmanka-na-lyambda-zond

Как сделать и установить обманку лямбда зонда своими руками (электронную или механическую), чертежи и схемы, видео

Большинство современных автомобилей имеют специальные электронные системы контроля. Они позволяют экономить расход топлива и обеспечивают оптимальную работу двигателя. Одним из неотъемлемых элементов системы выпуска газов является лямбда-зонд. При его поломке двигатель начинает работать в аварийном режиме. Можно ли устранить проблему своими руками?

Принцип действия лямбда-зонда и вопросы его ремонта

Датчик фиксирует количество кислорода в выхлопе автомобиля и передаёт его на пульт управления. В зависимости от показаний зонда компьютер регулирует уровень обогащения смеси, которая подаётся в камеру сгорания.

В большинстве моделей устанавливают два зонда: один перед катализатором, а второй – за ним.

В процессе эксплуатации кислородные датчики выходят из строя, производители рекомендуют проводить чистку устройств каждые 30 тысяч километров.

Многие автолюбители забывают о подобных рекомендациях и сталкиваются с проблемой уже после загорания аварийного знака на панели. Чаще всего лямбда-зонд не подлежит ремонту.

Стоимость устройства немаленькая, и его замена всегда очень некстати. Народные умельцы нашли выход из этой неприятной ситуации.

Они предлагают использовать специальную автомобильную обманку, которая позволит двигателю работать в нормальном состоянии и отключит аварийный сигнал Check Engine.

Совет: Не стоит полностью отключать или блокировать один из датчиков, это не решит проблему и приведёт лишь к увеличенному расходу топлива и нестабильной работе двигателя на холостом ходу.

Сделать обманку для бортового компьютера своими руками можно тремя способами:

  • установить механическую втулку;
  • подключить несложную электронную схему;
  • сделать перепрошивку контроллера.

Каждый из методов вполне эффективно решает проблему вышедшего из строя датчика и возвращает работу двигателя в нормальное состояние.

Механический способ (с чертежами ввёртыша)

Чтобы обмануть контроллер, необходимо установить металлическую втулку между выхлопной трубой и лямбда-зондом. Для изготовления детали понадобится:

  • металлическая заготовка;
  • обрабатывающий станок;
  • отвёртка;
  • набор ключей.

Совет: Рекомендуем использовать заготовку из бронзы или теплоустойчивой стали – эти металлы могут выдерживать высокую температуру и не деформироваться.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Бронзовую механическую обманку можно сделать вручную или заказать её изготовление специалисту

Сделать деталь можно даже без специальных навыков работы, главное – иметь хороший токарный станок. В крайнем случае можно заказать её изготовление у знакомого специалиста.

Форма и размеры втулки показаны на чертеже.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Деталь должна точно соответсвовать схеме по форме и размерам

Чтобы установить механическую заглушку, необходимо сделать следующее:

  1. Поднимаем автомобиль на эстакаду.
  2. Отключаем клемму «минус» на аккумуляторе.
  3. Выкручиваем зонд.
    Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

    Для установки механической обманки датчик нужно выкрутить

  4. Накручиваем зонд на втулку, как показано на фото.
    Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

    Сделанная точно по схеме деталь накручивается на лямбда-зонд

  5. Устанавливаем датчик на место и подключаем аккумулятор.

После запуска двигателя сигнал Check Engine должен потухнуть. Таким образом, датчик немного отодвигается от потока выхлопных газов. Механическая обманка-ввёртыш подходит для большинства моделей автомобилей, главное, чтобы датчик вкручивался в корпус.

Как сделать и установить электронный (со схемой)

Так как контроллер принимает электронные сигналы, которые к нему поступают от лямбда-зонда, можно поставить специальную схему-обманку. Она подключается к проводам, которые идут от датчика к разъёму.

Место установки у разных моделей отличается: это может быть центральный тоннель между сидениями, торпеда или моторный отсек.

Чтобы сделать электронную схему, приготовьте следующие материалы:

  • паяльник с тонкой насадкой;
  • конденсатор ёмкостью 1 мкФ;
  • резистор на 1 МОм;
  • нож;
  • канифоль.
    Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 видаЭлектронная обманка должна быть правильно собрана согласно схеме подкючения

Перед началом работы отключаем минусовую клемму. Все соединения необходимо хорошо изолировать. Лучшим вариантом будет поместить схему в пластиковую форму и залить все эпоксидным клеем.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Все соединения электронной обманки должны быть хорошо изолированы

В продаже можно встретить уже готовые электронные обманки. В них используется небольшой микропроцессор, который анализирует сигнал первого датчика, обрабатывает его и формирует нужные показатели для бортового компьютера. Такие устройства легко подключаются, но обойдутся дороже самодельной схемы.

Перепрошивка контроллера: стоит ли делать своими руками

Ещё одним вариантом обманки можно назвать перепрошивку самого бортового компьютера. Изменяя алгоритм работы устройства, вы блокируете обработку сигналов от второго лямбда-зонда.

Опасность данного метода состоит в том, что при неправильных действиях будет сложно восстановить прежнюю работу компьютера. Оригинальную заводскую прошивку очень сложно достать, и стоимость её довольно большая.

Поэтому доверить такую работу нужно только опытному специалисту, которого вы знаете лично.

Последствия установки обманок разного типа

При установке обманок стоит брать во внимание, что все работы выполняются на свой страх и риск. При неправильной установке подобных устройств могут возникнуть следующие неисправности:

  1. Нарушение работы двигателя из-за неправильной регулировки впрыска бортовым компьютером.
  2. Повреждение электропроводки и контроллера при неправильно спаянной схеме.
  3. Ошибки при работе бортового компьютера.
  4. Повреждение датчиков.

Работы с какой бы то ни было электроникой необходимо выполнять крайне аккуратно. Даже малейшая неточность может привести к поломке, поэтому нужно чётко следовать инструкциям.

Совет: Не стоит заказывать обманки в интернете на сомнительных сайтах. Большая часть из них плохо работает и не принесёт ожидаемого результата.

Обманки лямбда-зондов практикуют многие автолюбители. Такие устройства позволяют сэкономить на замене вышедших из строя датчиков. Важно правильно сделать обманку и установить её, чтобы не возникло негативных последний для бортового компьютера или двигателя.

  • Александр Орда
  • Распечатать

Источник: http://motorltd.ru/kak-sdelat-obmanku-lyambda-zonda-svoimi-rukami/

Модернизируемся: обманка на катализатор своими руками и варианты исполнения

В нынешнее время жестких стандартов Евро только устаревшие модели не испытывают никаких проблем, связанных с выхлопной системой. Совершенно другое положение с машинами, которые соответствуют стандартам Euro-2 и выше.

Датчик кислорода в таких системах – неотъемлемая деталь, контролирующая качество смеси и количество ядовитых веществ в выхлопе.

В случаях, когда нейтрализатор удаляется или меняется на пламегаситель, ЭБУ начинает работать со сбоями, вызывая аварийный режим работы.

В такие моменты опытные автомобилисты применяют корректор работы кислородного лямбда-зонда, который позволяет избежать ошибок и продолжить эксплуатацию автомобиля.

Нужен ли эмулятор кислородного датчика?

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида
Прежде чем узнать, как делается обманка на катализатор своими руками, не помешает ознакомиться с доводами, выступающими в пользу данной операции. Автомашины, конструктивно соответствующие стандартам Euro-4 или Euro-5, предусматривают наличие двух кислородных контроллеров, установленных до и после каталитического нейтрализатора. Датчики сравнивают показания, а если они не будут совпадать, то бортовой компьютер делает вывод, что автокатализатор неисправен или вовсе отсутствует. Такая ситуация приводит к следующим последствиям:

  • ЭБУ переводит работу двигателя в аварийный режим, когда функционирование мотора осуществляется согласно заданным топливным картам без учета показаний кислородных датчиков.
  • На приборной панели загорается индикатор «Check Engine» и в цилиндры поступает обогащенная горючая смесь.
  • Увеличивается нагар на свечах зажигания, снижается мощность ДВС и загрязняется масло.
  • Повышенный расход горючего влечет лишние финансовые затраты.

Практически все автопроизводители рекомендуют заменить неисправный нейтрализатор. Но не каждый автовладелец пойдет на это, ведь цена некоторых экземпляров, например, для ВАЗ доходит до 60 000 рублей. Сюда же стоит добавить стоимость установки прибора. Поэтому многие автолюбители интересуются, что такое обманка катализатора своими руками и схема ее реализации.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Суть работы эмулятора сводится к изменению реальных показаний датчиков, после чего ЭБУ переходит на штатный режим работы. При этом сам нейтрализатор можно вырезать или заменить его пламегасителем. Процедура установки имитатора не сложнее, чем увеличение клиренса Renault Duster.

Способы изготовления своими руками обманки лямбда-зонда на катализатор автомобиля

Чтобы изменить показания кислородного датчика выхлопной системы, наши автолюбители пользуются несколькими методами, выбор зависит от конструктивных особенностей авто и возможностей самого автомобилиста:

  1. Механическая проставка под лямбда-зонд.
  2. Проставка под датчик со встроенным миникатализатором.
  3. Использование электронных симуляторов.

Любой из способов довольно эффективно справляется с поставленной задачей. Здесь не указан еще один вариант – перепрошивка бортового компьютера. Дело в том, что для самостоятельной реализации такого проекта нужны не только специфические знания, но и оборудование, а также программное обеспечение.

Читайте также:  Что такое fsi двигатель? разбираем в деталях еще одну версию силового агрегата

Как изготовить механический корректор для выхлопной системы?

Для реализации своими руками механической обманки на катализатор рекомендуется использовать заготовки из теплоустойчивой стали или бронзы. Так детали не будут деформироваться от высокой температуры. Есть две конструкции, но в обеих вариантах нужен токарный станок или помощи опытного специалиста-токаря.

Первый вариант

Представляет собой втулку длиной 40-100 мм. С одной стороны вкручивают штатный датчик, а с другой циркуляция газов ограничена отверстием малого диаметра. Суть действия «девайса» сводится к тому, что состав выхлопной смеси усредняется, потому что лямбда-зонд удален от самой струи газа и, соответственно, ловит меньше ядовитых веществ. За счет этого и получается обмануть ЭБУ.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Типовый чертеж с размерами проставки может быть изменен в габаритном отношении, это зависит от модели и марки автомашины. Оптимальный диаметр входного отверстия остается без изменений – 1,5-2 мм. В некоторых случаях длина втулки может не позволить установить ее на штатное место. В итоге приходится приваривать крепление в другом месте выхлопной трубы.

Второй вариант

Аналогичен первому, но проставка имеет встроенный миникатализатор. Платино-родиевый каталитический элемент способствует ускорению дожига ядовитых веществ. Суть метода заключается в следующем:

  • Выхлопные газы попадают в тело втулки через отверстие малого диаметра.
  • В объеме проставки излишки CH и CO подвергаются окислению кислородом, в результате чего концентрация вредных веществ уменьшается.
  • Протекающие процессы изменяют форму синусоиды, и электронная система считает, что каталитический нейтрализатор работает в штатном режиме.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Сделанная своими руками по приведенной схеме обманка катализатора имеет надостаток, аналогичный предыдущему варианту. Здесь штатный зонд будет поднят на 32 мм, хотя это и меньше, чем 40-100 мм.

Особенности установки проставки

Процедура установки не представляет сложности, и начинается с постановки автомашины на эстакаду или подъемник. Дальнейшие действия происходят по следующей схеме:

  • Отключить минусовую клемму АКБ.
  • Вывернуть контроллер.
  • Накрутить втулку на зонд.
  • Завернуть модернизированный узел на место.
  • Подключить аккумулятор.

После первого запуска сигнал «Check Engine» должен погаснуть. Теперь мотор будет работать в штатном режиме.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Электронная обманка катализатора своими руками и схема эмулятора

Настоящий электронный эмулятор представляет собой микропроцессорный прибор, состоящий из однокристальной микросхемы.

Принцип его работы основан на формировании выходного сигнала, который по форме соответствует информации при рабочем нейтрализаторе.

Такой вариант для самостоятельного выполнения сложен, поэтому сразу стоит рассмотреть способ попроще. Для его реализации нужно приготовить:

  • Электрический паяльник.
  • Припой и канифоль.
  • Нож и бокорезы.
  • Сопротивление 200 Ком мощностью 0,25 Вт.
  • Конденсатор неполярный емкостью 4,7 МкФ.

Принцип функционирования системы заключается в усреднении показаний кислородного датчика, который установлен после нейтрализатора. Способ подключения компонентов эмулятора прост и универсален. Все элементы подсоединяются непосредственно к проводникам бортовой сети автомобиля.

Перед подключением своими руками электронной обманки на катализатор следует отключить клеммы аккумуляторной батареи, чтобы исключить возможность короткого замыкания.
Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида
После реализации проекта машина демонстрирует неплохую динамику. Однако может появиться эффект переобогащения горючей смеси, что вызывает отложение слоя сажи в выпускном коллекторе. Кроме этого, на некоторых моделях появляется ошибка Р0133, указывающая на низкую скорость реакции лямбда-зонда.

Что предлагают производители запчастей?

На полках автомагазинов встречаются детали любых видов для тюнинга выхлопной системы. Производство механических имитаторов штатной работы каталитического нейтрализатора выполняется из бронзы или хромированной стали. Цена таких приспособлений находится в пределах от 400 до 800 рублей, а стандартная установка на станции СТО обойдется в сумму около 500 рублей.

Проставка с миникатализатором предлагается значительно дороже элементарного аналога, его стоимость – 1 500-4 000 рублей. Простые электронные эмуляторы промышленного производства продаются за 1 500-3 000 рублей. Разброс цен за перепрошивку программного обеспечения ЭБУ довольно широк – от 1 000 до 30 000 рублей.

Источник: https://autobann.su/obmanka-katalizatora-svoimi-rukami.html

Как установить обманку лямбда зонда?

Работой двигателя современного автомобиля управляет электронный блок — контроллер, ориентирующийся на показания доброго десятка датчиков. Часть из них находится в легкодоступных местах и потому спокойно меняется при выходе из строя.

Но есть и такие как лямбда зонд (иначе — датчик кислорода, О2), вмонтированный внутрь выхлопной системы. Вместо того чтобы производить его замену, опытные автомобилисты зачастую прибегают к установке обманки, экономя на покупке новой детали.

Как функционирует кислородный датчик?

Чтобы сделать обманку лямбда зонда, не помешает разобраться, как он работает и взаимодействует с контроллером. Есть один существенный момент: применение всякого рода имитаторов вместо штатного датчика О2 далеко не всегда дает положительный результат. Это станет понятно при более подробном изучении работы элемента.

Чтобы обеспечить полное сгорание топлива в цилиндрах, контроллер, управляющий форсунками, должен смешать его с воздухом в оптимальных пропорциях. Теоретически для сжигания 1 см3 бензина потребуется 14,7 см3 воздуха, чье количество определяется датчиком ДМРВ. «Видя» таким способом расход воздуха, электронный блок дозирует подачу горючего форсунками.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Другое дело, что контроллер не может «видеть» как сгорает топливо на самом деле, если не задействовать лямбда зонд, устанавливаемый на выходе отработанных газов в выхлопном тракте. Его задача — оценивать количество кислорода, оставшегося в выхлопе авто и информировать об этом блок управления посредством электрических сигналов, а тот делает соответствующие выводы:

  1. Большой объем остаточного кислорода свидетельствует о бедной топливовоздушной смеси. Контроллер увеличивает подачу горючего, доводя ее до нормы.
  2. Если кислорода в отработанных газах мало, то смесь слишком обогащена и долю бензина в ней нужно уменьшить, что и делает контроллер.
  3. Когда сигналы от датчика О2 становятся некорректными либо пропадают вовсе (при выходе из строя), электроника переходит в аварийный режим, подавая горючее в соответствии с заложенной программой.

Лямбда зонд — элемент довольно чувствительный и выходит из строя спустя 40-80 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации, состояния двигателя и качества применяемого топлива. О неполадках датчика свидетельствуют такие признаки:

  • на приборной панели загорается табло «Check Engine»;
  • расход бензина возрастает, его величина зависит от заложенной программы (прошивки);
  • из выхлопной трубы идет черный дым;
  • появляется нестабильная работа на холостом ходу, вплоть до остановки силового агрегата.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

В автомобилях, чьи топливные системы соответствуют нормам EURO 4 и выше, кислородных датчиков уже два. Первый стоит сразу на выходе из двигателя, второй – после каталитического нейтрализатора. Электроника ориентируется на показания обоих элементов и готовит топливовоздушную смесь более точно.

Мастерами – умельцами практикуется 2 способа «обмана» контроллера при неисправностях лямбда зонда либо нейтрализатора выхлопных газов:

  • механический, с помощью металлической втулки;
  • электронный.

Первым делом стоит разобраться, как обойти аварийный режим механическим путем.

Установка механической обманки

Использование данного способа уместно в ситуациях, когда вышел из строя катализатор либо автолюбитель поставил вместо него обычный пламегаситель. То есть, датчик О2 все равно должен находиться в исправном состоянии.

Фокус в том, чтобы механическим путем ввести в заблуждение электронику и показать, будто катализатор стоит на месте и функционирует нормально.

Дополнительная деталь представляет собой обычную бронзовую или стальную втулку с резьбой и шестигранной головкой под ключ. В торце проделано калиброванное отверстие диаметром 2 мм, куда проходят дымовые газы, а внутри втулка заполнена керамической крошкой с каталитическим покрытием. Используя чертеж обманки, элемент несложно выточить на токарном станке либо купить в готовом виде.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Имитация работы нейтрализатора происходит следующим образом:

  1. Газы из выхлопного тракта попадают сначала в полость втулки.
  2. Проходя сквозь керамику, газы вступают с ней в реакцию, отчего количество вредных веществ (СО и СН) снижается.
  3. Обработанные газы поступают в кислородный датчик, который выдает требуемые показатели контроллеру.

Конструкция механической обманки лямбда зонда аналогична устройству катализатора, только в уменьшенных размерах.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Установить деталь не составит труда, необходимо лишь определить местонахождение самого датчика и действовать по такому алгоритму:

  1. Отключить аккумулятор, сняв «минусовую» клемму.
  2. Выполнив предварительную разборку, добраться до разъема датчика и отсоединить его.
  3. Выкрутить элемент и вкрутить на его место обманку.
  4. Во втулку вкрутить лямбда зонд и подключить разъем.

Обман с помощью электроники

Существует 3 варианта обмана электронного блока:

  • перепрошивка;
  • установка эмулятора;
  • использование простой схемы, спаянной своими руками.

Перепрошивка — это кардинальный способ раз и навсегда решить проблему неработающего или отсутствующего катализатора. Суть в том, чтобы программными методами исключить второй датчик О2, стоящий за нейтрализатором, из «поля зрения» контроллера. Тогда последний станет ориентироваться только на показания первого зонда и не задействует аварийный режим.

Читайте также:  Какой пробег для машины считается большим? примеры с цифрами

Недостаток способа заключается в отсутствии корректных заводских прошивок, а применение других может оказаться небезопасным для работы силового агрегата. Чтобы удачно реализовать такую обманку, придется обращаться к хорошим специалистам, что по деньгам сопоставимо с покупкой нового катализатора.

Второй вариант — приобрести и поставить так называемый электронный эмулятор, собранный на базе микропроцессора и рассчитанный на определенные марки автомобилей. Он имитирует нормальную деятельность лямбда зонда и успешно взаимодействует с электронным «мозгом» машины. Сложностей при установке никаких, нужно лишь подсоединить прибор к разъему датчика.

Некоторые мастера — умельцы ставят самодельные обманки, присоединяя их к проводам, ведущим к разъему. Для сборки необходимы такие детали и инструменты:

  • постоянный резистор на 1 МОм;
  • конденсатор на 1 мкФ неполярного типа, рассчитанный на напряжение до 30 В;
  • паяльник, нож, кусачки;
  • припой, канифоль.

Предлагаемая схема тоже применяется для обмана второго датчика при неисправном нейтрализаторе выхлопных газов. Выяснив его местонахождение, следует предпринять такие действия:

  1. Удалить часть защитного кожуха с проводов перед самым разъемом.
  2. В разрыв черного провода впаять резистор.
  3. Конденсатор припаять одним концом к серому проводу, а вторым – к черному, но после резистора.
  4. Запустить двигатель и проверить, горит ли табло «Check Engine» на всех режимах работы, в том числе и на ходу.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Способ с самодельной схемой подойдет далеко не к каждой модели авто, да и номиналы резистора с конденсатором могут варьироваться. При неисправном лямбда зонде, стоящем до катализатора, данный способ не поможет вообще.

Поскольку электронные системы современных автомобилей достаточно сложны и продолжают совершенствоваться с каждым годом, то использование подобных обманок видится проблематичным.

На последних моделях машин они могут и не сработать, а то и нанести немалый материальный ущерб, если двигатель выйдет из строя раньше времени.

Чтобы этого избежать, лучше ставить только штатные детали взамен неисправных и не отсекать от контроллера «органы чувств», коими являются датчики.

Источник: https://autochainik.ru/obmanka-lyambda-zonda.html

Схема эмулятора лямбда зонда своими руками

16 января 2017. Категория: Автотехника.

Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше.

Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

Механическая обманка лямбда зонда («ввертыш»)

«Ввертыш» – это втулка, изготовленная из бронзы или теплоустойчивой стали. Внутренняя часть такой «проставки» и ее полости заполняются керамической крошкой со специальным каталитическим покрытием. Благодаря этому отработанные газы дожигаются быстрее, что, в свою очередь, приводит к разным показателям импульсов 1 и 2 ДК.

Важно! Любая обманка устанавливается только на исправный лямбда зонд.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Самодельная обманка лямбда зонда, схема которой представлена ниже, проста в изготовлении. Для этого вам потребуется подготовить:

  • заготовку;
  • отвертку;
  • набор ключей.

Делается обманка на обрабатывающем токарном станке. Если такового нет, то можно обратиться к специалисту, предоставив ему чертеж.

Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида

Полученная деталь совместима с большинством выхлопных систем как отечественных, так и зарубежных автомобилей.

Установка обманки лямбда зонда производится следующим образом:

  • Поднимите авто на эстакаду.
  • Отключите минусовую клемму на АКБ.
  • Выкрутите первый (верхний) зонд (если их два, то снимите тот, который расположен между катализатором и выпускным коллектором).
  • Вкрутите лямбда зонд в «проставку».
  • Установите «усовершенствованный» датчик на место.
  • Подключите клемму к аккумулятору.

Полезно! Обычно механическая обманка второго лямбда зонда не выполняется, так как этот ДК защищен катализатором и контролирует только его состояние. Самым чутким является именно первый датчик, который установлен ближе всего к коллектору.

После этого системная ошибка «Check Engine» должна исчезнуть. Если этот способ не сработал, можно воспользоваться более дорогостоящей обманкой.

Электронная обманка

Еще один способ устранения проблем с ДК – это электронная обманка лямбда зонда, схема которой представлена чуть ниже. Так как датчик кислорода передает сигнал контроллеру, то схема-обманка, подключенная к проводке от датчика к разъему, позволит «загрубить» систему. Благодаря этому, в ситуации, если лямбда зонд будет неисправен, силовой агрегат будет продолжать работать корректно.

Полезно! Места установки такой обманки могут отличаться в зависимости от модели АТС. Например, она может быть монтирована в центральный тоннель между сиденьями, в торпеде или моторном отсеке.

Схема-обманка – это однокристальный микропроцессор, который анализирует процессы в катализаторе, получает данные от первого ДК, обрабатывает их, преобразует до показателей второго датчика и выдает на процессор автомобиля соответствующий сигнал.

Важно

Чтобы установить обманку этого типа, вам потребуется схема подключения лямбда зонда, которая выглядит следующим образом.

Как видите, бывает разная распиновка лямбда зонда (4 провода, три и два). Цвета проводов могут также отличаться, чаще всего встречаются изделия с 4 пинами (2 черных, белый и синий).

Для изготовления обманного устройства, вам потребуется:

  • паяльник с мелким жалом и припой;
  • канифоль;
  • неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ Y5V, +/- 20%;
  • резистор (сопротивление) на 1 мОм, С1-4 имп, 0,25 Вт;
  • нож и изоляционная лента.

Полезно! Перед установкой, схему лучше всего поместить в пластиковый корпус и залить ее «эпоксидкой».

Дальше электронная обманка на лямбда зонд своими руками монтируется следующим образом:

  • Отключите минусовую клемму АКБ.
  • «Препарируйте» провод, который идет от самого ДК к разъему.
  • Разрежьте синий провод и подсоедините его обратно через резистор.
  • Впаяйте неполярный конденсатор меду белым и синим проводами.
  • Заизолируйте соединения.

Ниже представлена схема обманки лямбда зонда своими руками для распиновки на 4 провода.

На заключительном этапе, должно получиться следующее.

Такие манипуляции не стоит выполнять, если у вас нет должного опыта. Сегодня в магазинах представлены готовые схемы-обманки, которые без труда сможет установить даже начинающий водитель.

Перепрошивка контроллера

Некоторые особо искушенные автовладельцы решаются на перепрошивку блока управления, благодаря чему блокируется обработка сигналов второго кислородного датчика.

Однако необходимо учитывать, что любые изменения алгоритма работы системы могут привести к необратимым последствиям, так как вернуть заводские настройки будет практически невозможно и затратно.

Поэтому выполнять такие манипуляции самостоятельно не рекомендуется. То же самое касается и готовых прошивок, которые продаются в интернете.

Полезно! При перепрошивке лямбда зонды удаляются.

Если вы все-таки хотите произвести перепрошивку системы, то обратитесь к грамотному специалисту, который сможет отключить получение данных ДК с помощью специализированного оборудования.

Также стоит учитывать, что практически любое вмешательство в работу систем, может привести к не самым приятным последствиям.

Какие последствия бывают после установки обманок

Нужно понимать, что любая обманка устанавливается на страх и риск автовладельца. Если монтаж был произведен неправильно, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Из-за того, что бортовой компьютер не может регулировать впрыск жидкости, может произойти нарушение работы мотора.
  • Если схема неправильно спаяна, это может привести к повреждению электропроводки.
  • В процессе установки обманки вы можете повредить датчики кислорода, после чего даже не узнаете об их неисправности (так как у вас уже будет установлена обманка).
  • После таких вмешательств (не только при перепрошивке) может произойти сбой в бортовом компьютере.

Любая неточность приведет к плачевным последствиям, поэтому лучше установить более безопасный готовый эмулятор.

В отличие от обманки, он не «обманывает» блок управления, а лишь обеспечивает его корректную работу, преобразуя сигнал ДК.

Внутри эмулятора также установлен микропроцессор (как и в самодельной электронной обманке), который способен оценивать выхлопные газы и анализировать ситуацию.

В заключении

Многие автовладельцы устанавливают на свои машины самодельные обманки, чтобы сэкономить на покупке новых кислородных датчиков. Однако в такой погоне за выгодой, вы вполне можете столкнуться с большими денежными затратами, если кустарное устройство повлияет на работу «жизненно-важных» систем. Поэтому устанавливать обманки рекомендуется, только если вы смыслите в работах такого плана.

Источник: https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/135-kak-sdelat-obmanku-ljambda-zonda-svoimi-rukami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector