Сегодня мы поговорим о том, как правильно ездить на заднем приводе зимой. Также рассмотрим техники и методики зимней езды на автомобиле с задним приводом по гололеду, чтобы избежать заноса на виражах
Многих автолюбителей, особенно начинающих, мучает вопрос — как ездить на заднем приводе зимой? На самом ли деле это так опасно и не удобно как про это ходят слухи? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе!
Для начала давайте разберемся, чем задний привод отличается от переднего. На самом деле, самые первые машины производились с задним приводом. Только лишь спустя десятилетия, автомобилестроение достигло таких высот, позволяющих производить автомобили с передним и полным приводом.
Сама конструкция заднего привода предполагает наличие карданной передачи крутящего момента на заднюю ось автомобиля. Отличительной особенностью автомобилей с задним приводом является наличие довольно высокого тоннеля, проходящего через весь салон. Передний же привод лишен этого недостатка, так как крутящий момент передается с маховика напрямую на колеса передней оси через шарниры равных угловых скоростей (ШРУС).
Ведущие задние колеса как бы «толкают» автомобиль перед собой, в то время как передние — «тянут». Здесь и начинаются некоторые сложности эксплуатации заднеприводного автомобиля зимой.
В снежную погоду не сложно увязнуть на заснеженной трассе, так как при трогании с места задние колеса «роют» под собой яму, вследствие чего автомобиль проседает.
На переднем приводе трогаться проще, колеса можно вращать и за что нибудь зацепиться.
Другим минусом эксплуатации заднего привода можно назвать неуправляемый занос. Он может возникнуть при торможении или резком сбросе газа, а также и при резком ускорении. Занос может также спровоцировать мокрое или ледяное покрытие дорожного полотна. При заносе на заднеприводном автомобиле задние колеса перестают идти за передними и приобретают поступательное движение — автомобиль как бы закручивается. Чтобы остановить занос возникший в результате резкого торможения, нужно прибавить газу.
Чтобы остановить занос возникший в результате резкого набора скорости, нужно чуть притормозить. Далее необходимо выровнять автомобиль резким и в то же время плавным рывком руля в сторону заноса.
Именно в тот момент, когда автомобиль выровняется, нужно вернуть руль в прямолинейное положение. Если же вы не успеете это сделать, начнется следующий занос. Порядок действий тот же.
Главное не паниковать и хладнокровно поворачивать руль в заносе на тот же угол, на который занесло авто.
Этому не учат в автошколе. Этому нужно тренироваться самому или с профессиональным инструктором в школе контраварийной подготовки.
Выберите пустую, ровную площадку без автомобилей и посторонних людей и попробуйте вышеописанные навыки на скоростях не выше 20-25 км/ч.
Движения нужно выучить и отточить до автоматизма, чтобы в случае реальной аварийной ситуации, вы смогли применить их и избежать ДТП.
Задний привод Бытует мнение, что в случае заноса автомобиля, необходимо поворачивать руль в его сторону. Важным моментом в этом случае является кратковременный поворот руля, после чего нужно плавно выровнять авто. В экстремальной ситуации, неопытные водители часто выкручивают баранку до отказа, что приводит к дальнейшему движению юзом. Статья по теме «Как правильно держать руль при вождении». Очень важно понимать наперед, что будет происходить с машиной на скользкой дороге. Движение на льду лучше осуществлять одной рукой, при этом важно чувствовать поведение транспортного средства, ощущать траекторию поворота колес, что достаточно сложно для тех, кто не имеет приличного водительского опыта.
Если авто вращается на льду, следует, во время возврата машины в исходное положение, повернуть руль в противоположную сторону. В ситуации, когда по гололеду автомобиль с задним приводом скользит, необходимо молниеносно сбросить газ.
Рассмотренные варианты больше относятся к отечественным автомобилям, поскольку современные немецкие или японские машины имеют электронную систему контроля. Например, BMW с задним приводом не так просто увести в занос даже специально, поскольку электроника окажет сопротивление маневру.
При езде зимой на заднеприводном автомобиле с АКПП на скользкой дороге, можно предупредить занос, выполняя резкие манипуляции с педалью газа. Особенности трансмиссии в этом случае не позволяют колесам резко заблокироваться.
Но, стоит учитывать, что этот вариант уместен при езде на небольшой скорости, иначе резкое понижение передачи может привести к поломке КП, а это уже чревато блокировкой колес и заносом практически неуправляемой машины.
На льду лучше всего управлять одной рукой. В случае, ежели автомобиль вращается, то, в тот момент, когда машина возвращается в исходное положение, крайне актуально повернуть руль в противоположную сторону.
При всём при том, актуально чувствовать собственный автомобиль и линию движения движения колёс, что необыкновенно трудно сделать без приличного водительского опыта – когда руль был несколько раз повернут в различные стороны, можно просто-напросто запутаться.
АВТОМОБИЛИ с задним приводом более подвержены заносу. Чтобы этого избежать при прохождении виражей, необходимо очень аккуратно работать с педалью газа. Он должен быть ровным. Чуть-чуть переборщили – задняя ось начинает соскальзывать. Тот же эффект будет и если вы резко сбросите газ на заднеприводном автомобиле.
Если на машине стоит система стабилизации, прохождение виражей более безопасно. Однако помните: если ESP вмешалась в процесс управления – значит, вы что-то сделали неправильно.
Если избежать заноса не удалось, необходимо применить контрруление – то есть повернуть баранку в сторону заноса. Но кратковременно, сразу вернув колеса в исходное положение. Дело в том, что если затянуть с контррулением, возможен повторный занос, машину раскачает, и справиться с ней уже будет гораздо сложнее.
Машины с передним приводом, напротив, более склонны при неграмотном управлении к сносу передней оси. Он происходит по двум причинам: в повороте вы слишком переборщили с газом, ведущие колеса начинают пробуксовывать, машина скользит и ее выносит с траектории. Вторая причина – входя в вираж, вы слишком сильно повернули руль, колеса потеряли сцепление с дорогой и пошел снос.
Главная ошибка при сносе передней оси – добавить газ, в надежде что передний привод в итоге вытянет автомобиль. Это, наоборот, приведет к увеличению сноса и вылету с трассы.
Если в повороте ваш переднеприводный автомобиль начал соскальзывать, необходимо сбросить газ, но не полностью, чуть-чуть уменьшив давление на педаль. Руль надо немного выпрямить, чтобы машина зацепилась за покрытие. Если этого оказалось недостаточно, то можно еще больше сбросить газ. В этом случае по инерции задняя часть машины начнет поворачивать, и вы сможете войти в поворот. Правда, автомобиль при этом может немного занести. Но, применив контрруление и добавив газ, вы сможете быстро стабилизировать машину. Как правило, управлять заднеприводным автомобилем чуть сложнее. Как следствие, чтобы успешно выйти из заноса на таком авто, тоже придется соблюдать несколько рекомендаций. Избегайте распространенной ошибки, свойственной большинству новичков: тормозить сразу же после того, как начался занос. Это недопустимо. На тормоз во время заноса нажимать вообще нельзя.
Алгоритм действий следующий: отожмите педаль газа, а затем резко крутите руль четко в сторону заноса. При отжимании педали вы создадите некоторый тормозной эффект на задние колеса вашего авто, это и поспособствует выравниванию курса.
Источник: http://remontavto-moto-velo.blogspot.com/2016/10/zimoy-na-zadnem-privod.html
Используем полный привод зимой: приемы управления
Основу тактики управления определенным автомобилем предопределяет именно тип привода. Полная, только передняя или задняя тяга – это лишь инструмент для грамотной реализации безопасных принципов движения. Идеального варианта, прощающего ошибки водителя в деле управления авто, особенно в повороте, не существует.
Чем будет полезна эта статья:
- Особенности управления
- Как справиться с заносом
Прелести передне- и заднеприводных автомобилей
Широко распространенные суждения о том, что полный привод зимой является идеальным выбором, – ошибочны. Ложность утверждения наглядно демонстрирует неправильная тактика прохождения поворота, приводящая к сносу или заносу автомобиля.
Важно! Стабилизация направления движения машины – задача, решаемая посредством перераспределения веса «железного коня» вперед/назад и изменения вектора главного движения (положения руля).Заднеприводная машина обладает избыточной поварачиваемостью, склоняя автомобиль к заносу.
Предотвратить такого рода скольжение можно после ювелирного исполнения отработанных действий:
- повернуть руль в сторону заноса и плавно уменьшить подачу топлива;
- после прекращения явного проявления избыточной поворачиваемости повернуть «баранку» в направлении поворота и плавно увеличить газ.
Переднеприводная компоновка более склонна к сносу передней оси. Выход из заноса на такой машине обрисован иными действиями:
- нажать на газ, увеличив массовым переносом сцепление задних колес;
- повернуть колеса в сторону поворота.
Впрочем, на небольших скоростях (до 40-50 км/ч) для «переднеприводников» актуально такое решение: кратковременно повернуть «баранку» в сторону заноса, снизив подачу топлива, после – возвратить в сторону направления движения и вытягивать автомобиль «газом».
Борьба со сносом передней оси, когда автомобиль стремится к внешней части поворота, ведется иными средствами. Водителю авто с передним моноприводом необходимо:
- аккуратно выкрутить руль на больший угол (маленькая скорость);
- плавно уменьшить газ или притормозить и повернуть рулевое колесо на меньший угол (высокая скорость).
Задача полного прекращения заноса на заднем приводе преследует следующие цели:
- на большой скорости необходимо повернуть в колеса в сторону поворота и резко сбросить газ, перераспределив массу на переднюю ось для восстановления сцепления и сорвав в контролируемый занос задние колеса;
- на маленькой скорости, повернув руль в направлении движения, следует кратковременно зажать ручник или поддать газу, вызвав пробуксовку сзади.
К сведению. Контролируемый занос на заднеприводных машинах достигается плавной работой акселератором: больше «газа» – авто развернет вокруг своей оси, меньше «газа» – машина выравнивается.
Особенности полноприводных автомобилей
Полный привод: схемы распределения тяги на все колеса
Полноприводный автомобиль щеголяет искусными характеристиками, притягивающими внимание потребителей:
- обладает наиболее эффективной разгонной динамикой;
- склонен преодолевать труднопроходимые участки на бездорожье;
- способен без труда взбираться на ледяные горки.
Однако далеко не каждая полноприводная трансмиссия способна качественно реализовать данные характеристики. Впрочем, даже полноценное исполнение непосредственных задач происходит далеко не в бескомпромиссном русле. Многое зависит от компоновки полного привода:
- постоянный;
- подключаемый средствами автоматики;
- подключаемый вручную.
Постоянный полный привод в движении зимой: особенности и сложности
Полноценная полноприводная компоновка обеспечивает постоянную циркуляцию мощности между двигателем, передними и задними осями. Основная конструктивная единица системы – раздаточная коробка, распределяющая тягу между двумя межколесными дифференциалами. Узел включает:
- межосевой дифференциал;
- блокировочное устройство, обеспечивающее жесткую связь передней и задней осей (вискомуфта, фрикционная муфта, самоблокирующийся дифференциал);
- цепную передачу, посредством которой крутящий момент поступает на вал передней оси.
Именно полноценный полный привод является незаменимым помощником зимой: мощность подводится ко всем 4 колесам непрерывно как на асфальте, так и на бездорожье, да и мгновенно срабатывающая блокировка позволяет с уверенностью штурмовать заснеженную «пересеченку».
Классический акцент на проходимости постоянного «полноприводника» сделан в ущерб другим качествам:
- большая масса;
- заведомо увеличенный расход топлива;
- сложность реализации конструкции, значительно повышающая себестоимость опции.
Универсальное технологичное решение: подключаемый полный привод
Гибридная альтернатива постоянной схеме распределения 4х4 – передний привод с подключаемой по требованию электроники задней осью. Компоновка трансмиссии представляет собой усложненный вариант «переднеприводника»:
- дифференциал передней оси традиционно связан с коробкой передач;
- примитивная раздаточная коробка: коническая передача, обеспечивающая передачу крутящего момента от передней оси на карданную передачу;
- агрегат, подключающий заднюю ось: вискомуфта или фрикционный узел.
Электронное бесступенчатое распределение мощности заманчиво:
- относительно низкая себестоимость изделия;
- небольшие габариты и масса узлов;
- незначительное увеличение показателей расхода горючего по сравнению с переднеприводной версией.
Вместе с тем решение весьма компромиссно:
- на бездорожье и заснеженных участках заблокированная муфта склонна к быстрому перегреву и выходу из строя;
- на обычной автостраде автомобиль практически находится в переднеприводном режиме (на заднюю ось передается незначительное количество мощности – до 10-20%);
- полноценное использование задней оси возможно только лишь при пробуксовке передних колес или старте.
Стоит отметить, что занос на полном приводе такой компоновки предотвратить весьма сложно. Внезапная трансляция момента на задние колеса, возникающая при пробуксовке передней оси, потребует ювелирных действий от шофера.
Консервативный подход: «ручной» полный привод
Исключив из полноценной полноприводной схемы дифференциал и заменив электронную блокировку на возможность ручного подключения через «раздатку» передней оси, можно получить примитивную малогабаритную механическую систему полного привода. Присущая сугубо внедорожным экземплярам схема обладает такими особенностями:
- устойчивость к большим механическим нагрузкам;
- в активированном состоянии обеспечивается соотношение 50/50;
- будучи включенной, надежная механика способна загубить трансмиссию на асфальте;
- переключение происходит на неподвижном автомобиле.
Управление полноприводными автомобилями
Особенности управления
Аргументируя превосходство системы 4х4 над моноприводными компоновками в зимних условиях, неопытные автомобилисты достаточно редко принимают во внимание особенности ее поведения на скользких участках.
Господство четырехканальной тяги – это:
- нейтральная поворачиваемость, позволяющая проходить повороты на высоких скоростях, прилагая максимум усилий и внимания;
- минимальное время (по сравнению с моноприводными авто) на совершение единственно верного действия в экстренных ситуациях (снос/занос);
- относительно позднее начало фазы скольжения, требующее максимальной концентрации внимания и соответствующей подготовки пилота.
Преодолевая поворот зимой на авто с полным приводом, легко заметить такие особенности:
- в процессе прохождения участка «точка-входа – апекс» поведение машины идентично авто с задней тягой;
- на выходе из поворота проявляется недостаточная поворачиваемость, присущая «полноприводникам».
Внезапный занос автомобиля с полным приводом: что делать?
Предотвратить внезапное скольжение моноприводного автомобиля доступно даже малоопытному водителю – он точно знает, что на передней тяге необходимо нажать на газ, а на задней – сбросить.
Важно! Главный инструмент в процессе скольжения «переднеприводника» – тяга. В случае проявления скольжения в повороте сбрасывать газ категорически запрещено!!!
Классика поведения «полноприводника» в скольжении такова:
- резкий сброс акселератора – снос всех четырех колес с последующим разворотом передней части в сторону выхода из виража;
- плавный сброс тяги – автомобиль уходит в сторону поворота;
- прибавка тяги – траектория движения выпрямляется.
Строго придерживаться теоретической схемы поведения системы 4х4 не стоит. Развесовка автомобиля, индивидуальная конструкция и отличительные настройки дифференциалов и блокирующей электроники способны привести к совершенно иным реакциям. Посему мастера автоспорта настоятельно рекомендуют оценить поведение автомобиля на закрытой площадке.
Залог сохранения контроля над автомобилем в скольжении – синхронная работа газом и небольшие покачивания рулевым колесом. Именно таким суждением руководствуются пилоты ралли и прочие мастера автоспорта.
Избежать критического заноса в скользком повороте на полном приводе нередко помогает элементарное выставление автомобиля на входе в поворот:
- положение педали газа не изменяется (остается нажатой);
- слегка притормозить левой ногой;
- повернуть руль на минимальный угол в сторону виража (никогда не поворачивать в сторону заноса).
Злоупотреблять углом поворота руля не стоит:
- слишком вывернутые колеса + хорошая загрузка передней оси (хорошее сцепление) приводят к заносу;
- большой угол «баранки» и плохое сцепление передних колес приводят к сносу.
К сведению:
- автомобили с автоматически подключаемым полным приводом весьма опасны при скольжении: трансмиссия способна перейти в полноприводную при пробуксовке передних колес и наоборот;
- на границе баланса дифференциал повышенного трения склонен к подтормаживанию колес, вызывая занос;
- современная электроника зачастую рассчитана на неверные действия новичков: например, при заносе на переднеприводном авто допускается не только сброс газа, а и торможение.
В итоге
Принято различать три схемы организации полного привода: постоянный, подключаемый автоматически и «ручной». С точки зрения эффективности распределения энергии, проходимости и управляемости в скользких виражах предпочтителен постоянный полный привод.
Наиболее простым и предсказуемым в управлении в заносе является заднеприводный авто – достаточно кратковременно сбросить газ и кратковременно повернуть руль в сторону заноса.
На «переднеприводнике» необходимо прибавить газу и вывернуть колеса в сторону поворота.
Наиболее сложен зимой в управлении автомобиль с полным приводом: выход из заноса производится аккуратной акселерацией и еле заметными движениями руля в сторону виража.
При потере контроля над автомобилем с любым приводом следует выжать сцепление и нажать до упора на тормоз: двигатель не заглохнет и сохранится возможность быстрого старта, что актуально при расположении на встречной полосе.
- Андрей
- Распечатать
Источник: http://autoclub.su/polnyj-privod-zimoj/
Зимнее вождение, езда зимой: дельные советы опытных водителей
Зимнее вождение значительно отличается от управления автомобилем в теплое время года. Тут даже никто спорить не станет, это очевидно. Поэтому задачей этой статьи будет не столько освещение простых истин, которым учат новичков в автошколе, сколько попытка собрать в одном месте большую часть правил и советов относительно особенностей вождения в осенне-зимний период.
Езда зимой различна для разных типов трансмиссий и приводов, поэтому мы рассмотрим отдельно особенности управления автомобилями с автоматической и механической КПП, а также вариатором. Узнаем основные правила вождения зимой на переднем, заднем и полном приводе. К тому же, думаю, стоит упомянуть о нюансах буксировки прицепа по скользкой дороге.
Небольшое отступление от темы
Общеизвестно, что каждый запуск двигателя в мороз равен 800-1000 км пробега. То же самое относится и к другим узлам и агрегатам автомобиля: низкие температуры губительно влияют на ресурс всех деталей. Поэтому если вы хотите свести к минимуму износ в холодное время года, стоит основательно подготовить машину к зиме.
Во-первых, однозначно необходимо убедиться, что в двигатель залито хорошее моторное масло, обладающее приемлемой вязкостью при низких температурах — так вы облегчите стартеру запуск силового агрегата. Во-вторых, если давно не менялись свечи, то самое время их заменить, пока не пришли морозы.
В-третьих, нужен исправный аккумулятор — иначе как стартер будет крутить замерзший двигатель? В-четвертых, проверьте, что у вас в бачке охлаждающей жидкости: если вода, то замените ее на антифриз. Ну и в-пятых, не забудьте поменять в бачке омывателя воду на «антизамерзайку».
Да, кстати, не помешает обзавестись проводами для «прикуривания», лопаткой и буксировочным тросом (если его у вас до сих пор нет) — на всякий случай. Про щетку-скребок я даже не говорю — это само собой разумеется.
Далее, перед запуском двигателя в мороз желательно дать небольшую нагрузку аккумулятору — чтобы немного его «оживить». Для этого достаточно на 5-10 секунд включить габариты. Потребляют они немного, поэтому вряд ли этим вы посадите батарею.
Не «крутите» стартер долго. Достаточно 3-4 оборотов. Если сразу не завелась машина, нет смысла крутить мотор долго — только «убиваете» стартер и «садите» аккумулятор. Не завелась, выключайте зажигание. Дайте 10 сек. отдыха и пробуйте снова. Обычно после этого автомобиль заводится сразу. Проверено. Если, конечно, свечи в порядке и вообще вся система подачи топлива работает исправно.
Но что-то мы отвлеклись от темы. Итак, двигатель заведен, пора отправляться в путь. Но перед началом движения рекомендуем поочередно перебрать на КПП все положения, задерживаясь на каждом секунд по пять. Этим вы поспособствуете хорошей смазке всех шестеренок в механизме.
Общие рекомендации по безопасному вождению в зимний период
Зимний стиль вождения должен быть максимально спокойным. Вы должны четко понимать, что машины в принципе плохо приспособлены для езды по скользкому покрытию. Для этого есть сани, нарты, снегоходы и т.д.
Эта техника легко справляется и со снегом, и со льдом. Колеса же придуманы для того, чтобы они крутились, а не скользили.
Поэтому особенности вождения автомобиля в зимний период заключаются в максимальном снижении вероятности продольного и бокового скольжения колес.
Зимой покрышки холодные, жесткие и гладкие. Сцепление с заснеженной трассой или обледенелым дорожным покрытием крайне низкое. В связи с этим, если вы не горите желанием приобрести ворох незапланированных проблем, не стоит резко разгоняться и тормозить, не стоит беспричинно перестраиваться, играя в «шахматы» с другими участниками движения.
При приближении к участку дороги с плохой обзорностью, всегда стоит быть готовым к неожиданному появлению другого транспортного средства. Например, из-за угла. Лучше снизить скорость, чем потом выяснять, кто прав, кто виноват.
В гололед или снег вождение машины начинайте с того, чтобы проверить тормоза и тормозной путь в данных погодных условиях и дорожном покрытии. Целесообразнее заранее подготовиться к экстренному торможению, чтобы точно знать свои возможности.
Хорошо, когда есть ABS. Но в любом случае, не стоит всецело полагаться на антиблокировочную систему. Рекомендуем научиться тормозить не единоразово, а с помощью нескольких поочередных нажатий на педаль тормоза. Таким образом вы снизите вероятность заклинивания колес и, соответственно, предотвратите их неуправляемое скольжение.
Если в машине есть ESP, рекомендуем разобраться, как она работает в разных ситуациях. Самое лучшее — это если вы выберете время на тест системы курсовой устойчивости при езде по снегу и гололеду.
Как машина будет входить в поворот с включенной и выключенной системой, как автомобиль будет себя вести при перестроении.
Нужно перепробовать все варианты, чтобы найти для себя оптимальный выбор настройки шасси.
Особенности управления автомобилем в зависимости от типа трансмиссии
Езда на механике
Вождение зимой автомобиля с механической коробкой передач, на мой взгляд, самое безопасное. Причиной тому является простота связи двигатель-колеса.
Нет никаких «мозгов», которые бы решали что нужно делать в тот или иной момент.
Скорость вращения колес и передаваемый на них крутящий момент целиком и полностью зависит от команд водителя, причем отклик практически моментальный (а это в гололед очень важно).
Езда на механике сама по себе искусство, т.к. водитель сам выбирает, в каком режиме будут работать колеса. Опытный водитель может нивелировать проскальзывание ведущих колес за счет грамотного выбора той или иной передачи. Чаще всего переключаются на более высокую передачу, чтобы снизить обороты двигателя и заставить его работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент.
Вообще, лично на мой взгляд, на механике зимой ездить одно удовольствие. Ты всегда знаешь, с какой скоростью должны крутиться ведущие колеса в тот или иной момент. Думаю, что механическая трансмиссия при грамотном подходе лучше других обеспечивает безопасное вождение в зимний период.
Езда на автомате
Зимой на автомате ездить несколько сложнее в том плане, что управляет скоростью вращения колес не водитель, а КПП. Переключение передач происходит автоматически в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя, а не от скорости движения автомобиля. Поэтому пробуксовка обеспечена.
Для того, чтобы снизить вероятность пробуксовки колес машины на автомате зимой, переключайтесь в зимний режим L. Таким образом «мозг» гидротрансформатора даст команду на запрет переключения передач, и мотор будет работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент. Долго ездить в таком режиме не советуют, но преодолеть опасный участок трассы вполне можно.
Плюсом езды на авто с АКПП зимой несомненно является такой момент как трогание с места — плавное, без подгазовки.
В условиях, когда машину окружают другие транспортные средства, а на дороге гололед и есть шанс уйти в боковое скольжение при пробуксовке, осторожное трогание с места на автоматической трансмиссии однозначно выигрышнее других. Поэтому для начинающих водителей, возможно, автомат является оптимальным решением.
Езда на вариаторе
Вождение зимой автомобиля, оснащенного вариатором, по сути, для водителя ничем не отличается от вождения автомобиля с классической автоматической АКПП. В случае плохого дорожного покрытия, вызывающего пробуксовку, рекомендуется также переключаться в режим L, позволяющий ехать в натяг и создающий эффект торможения двигателем.
Особенности вождения автомобиля в зависимости от типа привода
Езда на переднем приводе
Зимний стиль вождения переднеприводного автомобиля отличается только тем, чтобы раньше сбрасывать скорость во избежание сноса передней оси в поворотах и вилянию задней при экстренных торможениях.
Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой:
- необходимо следить за тем, чтобы в каждый отдельный момент времени передняя ось тянула машину, чтобы зад не пытался обогнать перед;
- если нужно экстренно затормозить, то лучше это сделать с нажатой педалью сцепления — чтобы колеса тормозились одновременно;
- перед поворотом лучше заблаговременно снизить скорость, чтобы не спровоцировать снос передней оси наружу;
- если во время поворота начался снос передней оси, кратковременно воспользуйтесь ручным тормозом — автомобиль завернет куда нужно.
При езде зимой на переднем приводе не стоит тормозить двигателем, т.к. в таком случае скорость вращения передних колес становится меньше скорости вращения задних колес. Иными словами, зад будет ехать быстрее переда.
Это чревато вилянием «хвоста» и даже заносом задней части автомобиля. Всегда нужно двигаться в натяг либо с выключенной передачей. Кстати, ускорение для переднеприводного автомобиля — это, по сути, тоже движение в натяг, т.к. перед тянет машину вперед.
Следовательно, разгон на автомобиле с передним приводом происходит ровно по траектории.
В повороты стоит входить осторожно. Лучше заранее снизить скорость. Иначе может начаться снос передней оси наружу поворота, причем попытка повернуть руль сильнее в сторону поворота с одновременным сбросом газа (это обычно первая реакция у чайников) может только усугубить ситуацию — машина поедет прямо в противоположную сторону.
Особенности езды на переднем приводе зимой как раз и отличаются тем, что в теплое время года кажутся нелогичными. Чтобы вернуть автомобиль на нужную траекторию, необходимо кратковременно воспользоваться ручным тормозом, выровнять автомобиль по ходу движения и прибавить газу: передняя ось вытянет машину в нужном направлении.
На самом деле, вождение переднеприводного автомобиля зимой хоть и связано с некоторыми заморочками, зато передний привод обеспечивает отличную курсовую устойчивость по зимней трассе и, тем самым, достаточную безопасность движения. Именно поэтому водители переднеприводных машин чувствуют себя намного уверенней на больших скоростях.
Езда на заднем приводе
Управление автомобилем на заднем приводе зимой более логичное, нежели вождение переднеприводной машины — нет тех заморочек с нелогичными действиями в случае сноса передней оси в поворотах. Напротив, здесь классический вариант решения проблем сноса, заноса или бокового скольжения.
Все, как учат в автошколе: в случае заноса снизить скорость и повернуть руль в сторону заноса. Этот алгоритм интуитивен, понятен и, по всей видимости, сидит внутри каждого из нас.
Таким образом, главные особенности зимней езды на классике сводятся к тому, чтобы держать подходящую скорость, особенно в поворотах.
На заднем приводе зимой можно (и нужно!) тормозить двигателем. Опять все логично и происходит само собой, когда просто отпускаешь педаль газа. Так как ведущая ось находится сзади, то задние колеса начинают крутиться с меньшей скоростью, чем передние.
Задняя часть автомобиля тянет назад, мешая продолжать движение. В этом случае, в отличие от переднего привода, зад не заносится, машина продолжает ехать прямо по траектории.
Зато разгон зимой на заднем приводе подобен ювелирной работе: чуть переборщил с газом — заносит заднюю часть.
На классике по трассе зимой ездить сложнее, чем на переднем приводе — в любой момент задние колеса могут уйти в боковое скольжение. Владельцы заднеприводных машин делятся своими отзывами о том, что в зад машины так и норовит уйти в занос на скользкой дороге, хотя едешь, вроде, аккуратно и стараешься крутить рулем поменьше.
Подводя итог, можно сказать, что езда зимой на заднем приводе, по сути, отличается от вождения заднеприводного автомобиля в теплое время года только вниманием к скорости движения и ускорению. Не будете торопиться, зимняя езда на машине будет простой и предсказуемой.
Езда на полном приводе
Кто-то считает, что езда на полном приводе зимой — это панацея от всех проблем зимнего вождения. Однако, это совсем не так. Во-первых, необходимо знать, что за полный привод у вашего автомобиля: постоянный или подключаемый, подключаемый жестко, через виско-муфту или с помощью электроники, подключаемый спереди или сзади.
Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой состоят только в том, что автомобиль может уйти в занос тогда, когда вы этого не ждете. Постоянный полный привод отличается тем, что создает ощущение превосходства и независимости от состояния дорожного покрытия.
Но это чувство в зимний период — паразитное. Да, зимняя езда на постоянном полном приводе более безопасная, чем на любом моноприводе, но проблема в том, что боковое скольжение начинается резко, неожиданно.
Вроде автомобиль входит в поворот, и вдруг внезапно срывается в занос.
Несомненно, что проходимость автомобиля на полном приводе зимой значительно выше, чем у машин с моно приводом, но стоит понимать, что к гололеду это не относится. В снег, тем более рыхлый — да, вы король дороги, но на скользком покрытии полный привод, чаще всего, полон сюрпризов.
Особенности езды зимой на непостоянном полном приводе схожи с вождением моноприводного автомобиля, но в тот момент, когда «мозг» муфты или электроники решит подключить вторую ось, ситуация может выйти из-под контроля, т.к. этот момент часто оказывается неожиданным, и к нему нужно быть готовым.
Буксировка прицепа
Особенности вождения автомобиля зимой с прицепом заключаются в следующем. Во-первых, езда в зимний период со всеми его атрибутами — это уже испытание на внимательность и опытность.
С гололедицей и снегом и без прицепа трудно бороться. Поэтому однозначно стоит сбросить скорость еще больше. И не нужно ее увеличивать намного после того, как привыкли к тому, что за машиной что-то болтается.
Лучше доехать медленно, но верно.
Во-вторых, при торможениях прицеп, не оснащенный тормозами, упирается в заднюю часть автомобиля, провоцируя, таким образом, занос задней оси.
Мало того, что появляется неконтролируемый занос, так возникает опасность повреждения кузова машины, если ваш автопоезд «сложится». Поэтому тормозить нужно очень и очень аккуратно, заранее.
Не стоит идти на поводу у других участников движения, которым может не понравиться ваша медлительность.
Езда по гололеду вообще не рекомендуется. Лучше отложите буксировку до лучших времен, тогда, когда трасса будет более или менее чистой.
В принципе, на этом секреты зимнего вождения с легковым прицепом заканчиваются. Как видите, ничего сложного: в гололед не ездим, если ездим, то медленно, тормозим заранее и осторожно.
Заключение
Лучшим способом решить все проблемы с управляемостью зимой, это научиться ездить на машине в экстренных ситуациях. Безопасное вождение в зимний период зависит больше не от типа трансмиссии, не от типа привода, а от опыта.
Поэтому не поленитесь выкроить время, чтобы подробно изучить поведение своего автомобиля на скользкой трассе, на пустой заснеженной парковке при искусственном заносе.
Этим вы не только обезопасите и себя, и других участников движения, но и получите массу положительных эмоций.
На самом деле секреты зимнего вождения очень просты: не спешите и больше практикуйтесь, будьте всегда внимательны, но не напрягайтесь. Знайте: опасности зимнего вождения подстерегают всех, но тех, кто всегда осторожен — в меньшей степени. Если ездить аккуратно, то все будет в порядке.
Надеюсь, наши советы по вождению в зимний период вам были полезны. Кстати, на сайте amastercar.ru есть много полезных советов для автолюбителей. Если интересуетесь, то обязательно заходите, читайте, комментируйте.
Источник: https://25cars.ru/sovety/zimnee-vozhdenie.html
Как ездить зимой на полном приводе — Колеса.ру
Новоиспеченные владельцы паркетников часто оказываются в плену иллюзий, не подозревая, что крутящий момент, распределенный между четырьмя, а не двумя колесами – далеко не панацея от потери управления на зимней дороге. Сегодня учимся бороться со сносами и заносами на полном приводе в компании Jaguar F-Pace First Edition.
Огромное, ожидающее меня ледовое поле, слегка припорошенное снегом, поначалу кажется уж слишком надуманным испытанием. Когда еще в реальной жизни попадешь в такие условия… За бортом +1, Новорижское шоссе покрыто водным раствором реагентов, но даже обычный переднеприводный хэтч чувствует себя на этой жиже более чем уверенно.
Полтора километра в сторону, съезд на проселок к полигону – и ситуация в корне меняется. Лед при пограничных околонулевых температурах особо скользкий, с водяной пленкой и на таком миксте не всегда эффективна даже шиповка… «На полном приводе было бы попроще…», – подумал я, в очередной раз отлавливая машину на простенькой дуге…
380-сильный топовый Jaguar F-Pace, конечно же, имеет массу «электронных помощников»: и ABS, и ESP, он умеет экстренно тормозить и динамически перераспределять крутящий момент… А еще у него, само собой, полный привод с многодисковой муфтой и приоритетом задней оси. Да нужно ли вообще учиться ездить зимой, имея такой арсенал? Нужно!
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:
«Водителя любого автомобиля подстерегают две опасности. Первая – потеря стабильности, то есть снос передней оси. Вторая – потеря управляемости, то есть занос задней. При полноприводной схеме трансмиссии эти явления возникают реже благодаря перераспределению крутящего момента на каждую из осей, а в случае с F-Pace – еще и на каждое из колес.
Основное преимущество полного привода – стабильный старт с места и возможность сохранять хорошую управляемость на достаточно высоких скоростях в процессе движения.
Статьи
Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES. На самом деле, процедура «самодиагностики» зимних шин лишь немногим сложнее таковой для летних. Но если в том случае единственным официальным фактором, влияющим на…
58463 0 0 02.11.2016
Если говорить о выборе наиболее безопасного типа полного привода, то еще десять лет назад я бы однозначно рекомендовал «постоянную» схему Full time, при которой крутящий момент сразу присутствует на обеих осях.
Нынешние же электронноуправляемые муфты настолько быстры, что при малейшей пробуксовке ведущей оси почти мгновенно, за 3,5 мс подключают заднюю или переднюю.
Но вы этого просто не почувствуете, так что смысла в постоянном полном приводе уже почти нет.
Тем более что большую часть времени вторая ось просто не нужна – это дает только повышенный расход топлива и все. И если уж мы говорим о безопасности и управляемости, то автомобиль с постоянным, не меняющимся моментом на двух осях не очень охотно движется по дуге.
Бывает так, что на поворачивающих колесах он просто мешает – такое случается на автомобилях с дифференциалом Torsen. Поэтому для обычных условий движения самые оправданные системы – на основе муфты Haldex при приоритете передней оси или муфты Magna при основной задней.
Но всегда следует помнить, что тормозной путь автомобиля, который очень важен, вообще никак не зависит от типа привода. Так что выбор автомобиля – это лишь малая часть успеха».
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover
Переходим от теории к практике на полигоне Jaguar Land Rover под Москвой. Первая задача на ледяном поле вроде бы и простая – «змейка» между конусами с постепенным увеличением амплитуды движения и скорости. Рано или поздно это должно привести к потере как стабильности, так и управляемости. Почему, что и как делать дальше, я узнаю по ходу этой увлекательной и интересной пьесы.
- Мультимедийный дисплей F-Pace в режиме реального времени показывает мне, как распределяется момент по колесам, но мне некогда смотреть картинки.
- Пока я не превышаю заданный лимит в 30 км/ч и рулю аккуратно, кроссовер прекрасно обходит конусы практически по голому льду даже на нешипованных шинах, не подключая ESP, о чем я могу судить по отсутствию характерного хруста и мигающих пиктограмм.
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:
«Будем предельно честны. Для каждого типа покрытия, для каждого вида шин, для каждой конструкции автомобиля существует максимально допустимая скорость, на которой можно выполнить тот или иной маневр без потери стабильности или управляемости. Естественно, при правильной работе рулем, газом… При ошибках в «пилотировании» такая скорость будет меньше».
Так вот, любая, даже самая совершенная система стабилизации дает 20-процентную прибавку к максимальной скорости безопасного совершения маневра. Не более того. То есть, если на автомобиле без ESP вы пройдете эту площадку без потери курсовой устойчивости на 30 км/ч, то с электронной стабилизацией скорость будет 36 км/ч. Давайте попробуем!
С увеличением скорости и амплитуды объезда конусов корму начинает забрасывать в сторону, и автомобиль теряет управляемость. Лампочка ESP мигает, «Джаг» приобретает вялость, но боковое скольжение от этого не пропадает. Позвольте, а куда же смотрит вся электроника?
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:
«Никто не отменял законы физики. Если импульс, сообщенный автомобилю при помощи акселератора, избыточен, то машина будет идти по тому вектору, в направлении которого изначально приложен момент.
Направление можно корректировать при помощи руля, газа и всевозможных дополнительных технических решений, будь то перераспределение момента по осям или колесам или избирательное подтормаживание одного или нескольких колес.
Но все это работает в определенных скоростных пределах.
Типичная ошибка – слишком высокая скорость вхождения в поворот. Если ее совершить зимой, скорее всего последует снос передней оси наружу, откорректировать который весьма сложно. Конечно же, есть профессиональные или спортивные техники вождения, позволяющие ездить с очень высокими скоростями, но это особая статья, которой учатся годами.
Любая электронная система стабилизации – это, прежде всего, анализатор правильности наших действий за рулем, а лишь во вторую очередь действенный помощник. Если водитель не в состоянии определить момент срыва осей в скольжение, сработавшая автоматика – первый показатель того, что скорость нужно сбрасывать.
Не сию секунду бить по тормозам, а понимать: дорожные условия таковы, что входить в следующий поворот или совершать перестроение даже на идеально прямой трассе нужно более осторожно.
И, конечно же, не пытаться тормозить во время маневров или на дуге. В этом случае поможет только корректное управление. Но это, опять же, тема для множественных теоретических и практических занятий.
Если опыта нет, то проще просто ехать помедленнее. Даже на полном приводе».
Еще одно упражнение – разгон с «газом в пол» и экстренное торможение.
На льду даже полноприводная трансмиссия с трудом переваривает 460 Нм крутящего момента F-Pace, и рулем для поддержания стабильности прямолинейного движения приходится работать на опережение.
Система стабилизации, которая включает в себя и контроль тяги, пока выключена. Команда инструктора, тормоз в пол, стрекот ABS – и автомобиль останавливается, не отклоняясь от курса.
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:
«Электроника стопроцентно справляется со своими функциями, определяя, как нужно разнести усилие на тормозные машинки по осям. Но самое эффективное торможение будет не с педалью в полу, а на грани срабатывания ABS. Такой метод достигается только путем тренировок и безусловным знанием повадок автомобиля, которым вы пользуетесь».
С включенной электроникой все происходит куда спокойнее. Она «придушивает» мотор, исправляет нарочитую грубость управления и ошибки, не позволяя сверхмощному Jaguar уходить с курса. Как раз в этом случае и полный привод на все сто отрабатывает свое существование.
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover:
«Зимой автомобиль может заскользить наружу и на небольших скоростях. Малоопытные водители полноприводников часто совершают ошибку, думая, что на таком автомобиле можно добавлять газ уже на входе в поворот. В результате получаем скольжение обеих осей.
Выход из ситуации один: стабилизировать переднюю ось, распрямляя руль и пытаясь зацепиться за покрытие, затем компенсировать занос задней за счет добавления слабого, «тянущего» газа. И снова нужен опыт и практические занятия на собственной машине.
Но бывает и так, что на вовсе минимальной скорости машина не едет туда, куда нужно. Вроде вы до упора выкрутили руль влево, а она не слушается и идет прямо или даже вправо. В этом случае выйти на нужный курс поможет вращение руля в сторону сноса оси, в данном случае – вправо. Выполнить это простое движение мешают стереотипы, избавиться от которых можно только путем тренировок.
Даже самому опытному водителю я бы порекомендовал раз в год проходить курсы повышения водительского мастерства или контраварийной подготовки. Если такой возможности нет – находить свободную площадку, на которой можно отработать те или иные освоенные ранее приемы и доводить их до автоматизма. В этом случае риск попасть в неприятную ситуацию, особенно зимой, многократно снизится».
И напоследок несколько моментов сугубо про машины 4х4:
- Полноприводный автомобиль стабилизируется только «под газом».
- Стабилизировавшись, он продолжает разгон, который не всегда безопасен при сложившейся дорожной ситуации.
- Попытка резко затормозить в таких условиях чаще всего приводит к возвращению первоначальной нестабильности или неуправляемости, даже если траектория прямолинейная.
Что в итоге?
Если вы неискушенный водитель, который не имеет желания и возможности регулярно тренироваться и «набивать руку», то проще всего ездить достаточно медленно, даже если у вас высокий автомобиль с полным приводом, который внушает уверенность.
Опрос
Вы теряли управление на полном приводе?
- Да, было дело! Удалось избежать аварии, к счастью 38%, 566566 38%
Источник: https://www.kolesa.ru/article/lozhnaya-uverennost-kak-pravilno-ezdit-zimoj-na-polnom-privode