Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. все, что нужно знать

Морозостойкая смазка ЦИАТИМ-201

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Смазка ЦИАТИМ 201 была выпущена в продажу в конце 60-х годов прошлого века и получила название в честь организации-разработчика (Центральный институт авиационных топлив и масел).

Несмотря на свою 50-летнюю историю ее до сих пор без труда можно встретить на прилавках магазинов. А это говорит о ее востребованности в настоящее время.

Это морозостойкая антифрикционная смазка остается работоспособной на морозе до -60 °С, поэтому особенно была популярна зимой, а также в условиях Крайнего Севера.

Одним из факторов, которые сделали смазку популярной, было наличие ее в СССР в свободной продаже, несмотря на эпоху всеобщего дефицита. Именно по этой причине ЦИАТИМ-201 изначально использовали везде, где только могли придумать. Ее можно было увидеть даже в тех узлах, где она работала плохо или не работала совсем.

  • Со временем этот материал оброс множеством слухов – как о низком качестве, так и о бесконечном множестве чудесных случаев применений.
  • Что же представляет собой эта смазка и чем она хороша?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале выяснить, какой она имеет состав, какими обладает свойствами, какие у нее основные преимущества и недостатки, где ее применение будет эффективным, а где – нецелесообразным.

ЦИАТИМ-201 – это пластичная многоцелевая смазка, изготовленная на основе минеральных нефтяных масел малой вязкости. В качестве загустителя используется стеарат лития. Кроме того, в ее составе имеется антиокислительная присадка, которая делает материал более стабильным.

В СССР смазка выпускалась в соответствии с ГОСТ 6267-74. Сейчас этот нормативный документ практически потерял свою актуальность и не является обязательным к исполнению.

По этой причине состав современных смазок, выпускаемых различными производителями под именем ЦИАТИМ-201 в соответствии с разработанными ими самими Техническими Условиями, может незначительно различаться.

Обратите внимание

Однако в любом случае ЦИАТИМ-201 остается минеральной литиевой смазкой с антиокислительной присадкой.

Свойства, особенности, характеристики и применение смазки ЦИАТИМ-201 определяются составом ее компонентов. Эта литиевая смазка от светло-желтого до светло-коричневого цвета изготовлена не нефтяном масле низкой вязкости, загущенном простым литиевым мылом. В составе также присутствует антиокислительная присадка.

Простой состав из доступных компонентов делает стоимость смазки предельно низкой.

Диапазон рабочих температур смазки составляет -60…+90 градусов.

  1. В то же время температура каплепадения ЦИАТИМ-201 достаточно велика и составляет +175 °С.
  2. Этот материал хорошо работает в условиях влаги, однако при постоянном контакте с водой – хорошо впитывает влагу и теряет свои смазочные свойства.
  3. Низкая адгезия приводит к тому, что смазка легко смывается с поверхности водой и моющими средствами.

При работе на открытом воздухе смазка быстро высыхает и может формировать абразивные частицы. Низкая коллоидная стабильность может приводить к расслоению и выделению масла при хранении.

Воздействие высоких механических нагрузок приводит к разрушению структуры смазки. При этом она становится более жидкой, а предел ее прочности снижается.

Хочется отметить ее еще одну интересную особенность. Смазка дольше cохраняет свои свойства, если находится не на хранении, а в режиме непрерывной эксплуатации.

ЦИАТИМ-201 не относится к материалам повышенной пожарной опасности и не содержит агрессивных, вредных для здоровья человека веществ, поэтому при работе с ней достаточно соблюдения обычных мер пожарной и санитарной безопасности.

Как видим, характеристики смазки ЦИАТИМ-201 достаточно скромные.

Сразу заметим, что преимущества и недостатки, указанные далее в отношении смазки ЦИАТИМ-201, не являются собственно, плюсами или минусами. Материал изначально создавался для решения комплекса задач, с которыми на самом деле прекрасно справляется.

В то же время, абсолютно универсальных составов, которые могут работать в любых условиях и иметь при этом небольшую стоимость – не существует.

Согласно ГОСТ 6267-74, смазка ЦИАТИМ-201 – это морозостойкая смазка для малонагруженных узлов трения качения и скольжения в диапазоне температур -60…+90 °С.

Важно

И среди ее плюсов, несомненно – нижняя граница эксплуатационных температур. В то время как у большинства многоцелевых смазок она обычно составляет -30…-40 °С, узлы трения со смазкой ЦИАТИМ-201 прекрасно работают в условиях сильных морозах и не требуют разогрева.

Чтобы добиться такой морозостойкости при сохранении минимальной стоимости смазки в качестве базовой жидкости используются маловязкие масла, которые, в свою очередь, ограничивают несущую способность материала.

Невысокий предел верхних рабочих температур так же можно отнести к минусам. У других многоцелевых материалов этот параметр обычно лежит в пределах +120…+130 °С. Однако для большинства узлов оборудования любого назначения +90 °С – вполне достаточно.

Область применения смазки ограничена невысоким порогом верхней эксплуатационной температуры, невысокой несущей способностью и другими эксплуатационными свойствами.

Она успешно применяется в авиатехнике, узлах транспортных средств, контрольно-измерительных приборах, уличной технике и другого оборудования, не испытывающего серьезных нагрузок и усилий сдвига.

Изначально разработанная как авиационная смазка ЦИАТИМ-201 с характеристиками морозостойкости востребована для Северных регионов, где позволяет запускать и эксплуатировать технику даже в экстремальные морозы.

В принципе ЦИАТИМ-201 подходит и применяется для большинства узлов трения автомобильного и другого транспорта, где нет высоких нагрузок или температур:

  • Подшипников стартера
  • Подшипников генератора
  • Дверных петель и замков
  • Тросов управления
  • Гибких валов в оболочках
  • Рулевой рейки
  • Смазки валиков

ЦИАТИМ-201 не рекомендуется использовать для смазки резиновых и пластмассовых деталей – под действием базовых нефтяных масел эти материалы разрушаются. Для этой цели больше подойдет другой материал из этой же линейки – ЦИАТИМ-221. Его основные отличия и разница от ЦИАТИМ-201 – силиконовое базовое масло, которое полностью совместимо с пластмассами и эластомерами.

В качестве аналогов смазки ЦИАТИМ-201 можно подобрать множество материалов как отечественного, так и иностранного производства.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

В линейке ЦИАТИМ имеется также 3 материала, которые часто используют вместо 201 смазки – ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203 и ЦИАТИМ-221. Эти пластичные смазки имеют различный состав, границы рабочих температур и другие характеристики. Однако они могут применяться в таких же узлах при аналогичных или более жестких условиях.

Так, если сравнить, например, ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221, то мы увидим, что верхний порог второй смазки значительно выше и составляет +150 °С. Кроме того, эта смазка не растворяется в воде, может применяться в открытых узлах трения, совместима с пластмассами и резинами.

ЦИАТИМ-202 и ЦИАТИМ-203 по характеристикам незначительно отличаются от смазки ЦИАТИМ-201. Во многих ситуациях эти материалы взаимозаменяемы. Однако в тех случаях, когда важна морозостойкость именно до -60 °С, указанные смазки для замены не подойдут.

Другие материалы отечественного производства, которые могут служить заменой смазке ЦИАТИМ-201:

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

  • Зимол – водостойкая всесезонная смазка с высокой механической стабильностью. Работает при температурах от -50 до +130 °С. Характеризуется хорошими противоизносными и защитными свойствами
  • Лита – работает при температурах от -50 до +100 °С. Характеризуется высокой водостойкостью и хорошими консервационными свойствами. Механическая стабильность низкая.
  • МС-70 – морская смазка, которая отлично работает при непосредственном контакте с соленой водой. Диапазон рабочих температур ее так же невысок – от -45 до +65 °С, зато она характеризуется хорошими консервационными свойствами и обеспечивает периодическую работу механизмов в течение 10 лет. В мощных механизмах она может работать до -50 °С
  • Эра – это смазка с хорошими противозадирными, противоизносными и антикоррозионными свойствами. Диапазон ее рабочих температур -50…+120 °С. В отличие от ЦИАТИМ-201 Эра не разрушает резиновые изделия, поэтому может контактировать с уплотнениями, сальниками, прокладками и т.д.

Среди морозостойких зарубежных смазочных материалов также имеются такие, которые в большинстве случаев можно использовать вместо ЦИАТИМ-201:Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

  • Mobil Mobiltemp SHC 32 – синтетическая бентонитовая смазка, обеспечивающая низкий коэффициент трения и максимальные противоизносные характеристики в интервале температур от -50 до +180 °С
  • Huskey HTL-500 Ultra Low Grease – полностью синтетическая смазка с добавлением высокодисперсного политетрафторэтиленового наполнителя. Работает как при экстремально низких (застывание происходит при -71 °С), так и при экстремально высоких температурах до +221 °С. Смазка полностью безопасна для организма человека и имеет допуск H1 по NSF
  • Shell AeroShell Grease 22 – многоцелевая пластичная смазка на основе углеводородного масла, загущенного специальным микрогелем. Предназначена для тяжелых условий работы при температурах от -65 до +204 °С

Таким образом, имеется большое количество смазочных материалов, которые в большинстве случаев применения смогут полностью заменить ЦИАТИМ-201 и имеют более высокие свойства. Однако ЦИАТИМ-201 остается одной из самых дешевых смазок и прекрасно справляется ос своими функциями в пределах своих характеристик, что делает ее по-прежнему привлекательной для многих пользователей.

Источник: https://www.mirsmazok.ru/plastichnye-smazki/smazka-tsiatim-201/

Смазка Циатим 201

От того, какая смазка используется для механизмов транспортного средства, будет зависеть его бесперебойная эксплуатация. Современный рынок смазочных материалов предлагает автолюбителям огромный ассортимент товаров, рассматриваемым примером будет Циатим 201.

Составы в данных веществах могут быть универсальными, которые представляют различные производители, а также иметь уникальный состав, который представляет конкретная фирма. Но многие обращают внимание на соответствие продукта требуемым гостам.

Характеристики смазки Циатим 201

Многих автовладельцев интересует смазка Циатим 201 характеристики и применение, а также ее основные особенности. И стоит отметить, что продукт нашел широкое распространение среди потребителей в своей категории. А связано это все с тем, что смазка имеет отличные технические характеристики, и изготавливается согласно ГОСТ.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Продукт появился на автомобильном рынке довольно давно, именно поэтому водители уже хорошо знают его свойства и особенности, и отдают предпочтение именно ему. Даже несмотря на то, что рынок предлагает новые, более усовершенствованные аналоги. Но важной особенностью Циатим является его соответствие ГОСТ стандарту.

При производстве вещества используется литиевое мыло и нефтяные масла. Сюда же добавляют и присадки против окисления. В конечном итоге, вещество получается достаточно густым. Цвет его может колебаться от светлых оттенков желтого до коричневого. Состав вещества универсальный, поэтому он отлично подходит для применения в различных условиях.

Читайте также:  If concept. китайский автомобиль похожий на bmw x6. обзор машины

Что касается температурного режима ее применения, то он может варьировать от -60 до +90 градусов.

Особенности применения

Циатим подходит для большинства технических средств. Если говорить об автомобилях, то практически во всех узлах, которые подвергаются трению, можно встретить ее применение.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Поскольку она обладает густой консистенцией, а также имеет повышенную прочность, применяют ее и в таких механизмах, которые работают в условиях высоких нагрузок.

Также, если изучить ее описание, то важной ее особенностью выступает водостойкость вещества. Это очень важно, поскольку она способна функционировать в условиях повышенной влажности, не теряя своих свойств.

  • Благодаря своей возможности работать при низких температурах, смазка нашла широкое применение в северных регионах страны. Поскольку все механизмы, обработанные данным веществом, не будут примерзать.
  • Циатим 201, изготовленный по ГОСТу, отлично подходит и для закрытых элементов узлов. В автомобилях, которые не оснащены гидроусилителем руля, им обрабатывают рулевые рейки. Благодаря своим свойствам длительной эксплуатации, смазка может служить длительный период, без необходимости ее замены, что очень удобно для многих автомобилистов.

Также данную смазку можно применять и для шаровых шарниров, чтобы продлить срок их службы. Она является довольно экономичным продуктом, которого хватает на длительный срок.

Одним из свойств продукта является его токопроводимость. А это значит, что использовать ее можно и для электрических соединений.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Смазка, производимая по ГОСТу 6267 74, является довольно выгодной для потребителей. Поскольку по своим свойствам не уступает аналогам, но при этом имеет более доступную цену.

Вещество абсолютно безопасно в применении, поскольку является нетоксичным. А благодаря своей густой консистенции, нанести ее на требуемые соединения не составит никакого труда.

  • Часто применяют для ремонтных работ механизмов в условиях открытой местности, при морозах. Поскольку она имеет отличную способность не застывать на сильном холоде.

Недостатки Циатим 201

При всех своих достоинствах, главным недостатком данного вещества будет служить его склонность к быстрому высыханию. Поэтому применять ее лучше лишь в закрытых механизмах, и не использовать на открытых участках.

А также Циатим не пригоден для длительного простоя, так вещество просто приходит в негодность. Для таких целей лучше выбирать продукты более современного производства.

Источник: http://AvtoTehnar.ru/smazka-ciatim-201/

Смазка ЦИАТИМ 201: характеристики и применение на автомобиле

Многих моих знакомых, клиентов, да и меня лично, порой раздражает тот факт, что на рынке ГСМ сегодня так много различных смазок и сопутствующих составов, что выбрать подходящий, просто не реально. Конечно, есть очень популярные смазки, обладающие нужными характеристиками, и подходят для частого применения, но и стоимость такой продукции весьма высока.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Я предпочитаю покупать смазку Циатим 201, которая не просто удовлетворяет все мои пожелания, но и выполняет все требуемые функции. Продукт подходит для разнопланового использования, что меня очень радует.

Не всегда же нужно смазывать мотор у автомобиля или другие детали. Когда я впервые приобрел Циатим 201, опасался, что нужного эффекта продукт не даст. Очень рад, что ошибался и сегодня применяю данный состав постоянно в работе.

Своими впечатлениями я бы хотел поделиться с читателями, а также, дать несколько советов.

Краткое описание смазки

Приобретая Циатим 201, можно рассчитывать на получение отличного антифрикционного и смазывающего состава разного применения.

Продукт был создан еще во времена СССР, на основе ГОСТа 6267-74 и предназначался для смазывания конструкций различных узлов, деталей скольжения, качения и трения с небольшой и средней нагрузкой.

Название веществе «ЦИАТИМ» — это аббревиатура, под которой скрывается наименование подразделение, занимающееся разработкой масел и топлива для авиации.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Широкий спектр возможностей делает вещество очень востребованным и популярным у пользователей, причем покупают люди смазку для применения в авиатехнике и в электроприборах в мех.

приводах и прочих агрегатах, функциональных узлах, устройствах.

За счет того, что смазка неплохо переносит морозы и не твердеет даже при -60 градусах Цельсия, использоваться состав можно даже в северных регионах страны.

Состав Циатим 201

Внешне продукт выглядит как маслянистый состав коричневого оттенка. Благодаря тому, что в составе вещества присутствует литиевое мыло, продукт имеет еще и другое название – литиевая смазка. Помимо указанной добавки, продукт состоит из таких ингредиентов:

  • нефтяное масло малой вязкости;
  • стеарат лития (литиевое мыло), который применяется в качестве загустителя;
  • присадки, защищающие от окисления смазанных поверхностей деталей.

Благодаря наличию в составе таких веществ, продукт выполняет свои функции при показателях термометра в -60 — + 90 градусов Цельсия. Запас прочности у продукта 500 Па (Паскаль).

Технические параметры смазки

Благодаря наличию в составе различных компонентов, Циатим 201 приобрел особые тех.показатели. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Критерии Показатели
Рабочая температура -60 — + 90 градусов Цельсия
Температура каплепадения 175 градусов Цельсия
Вязкость при -50°С и предел прочности при +50°С 1100 Па•с и 250…500 Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г. 3 мг.
Испаряемость за час при 120 °С 25%
Срок годности с даты изготовления 5 лет

Добавить можно то, что смазка не содержит воды и поэтому, не может спровоцировать развитие ржавчины у металлов. Смазка не слишком липкая, поэтому иногда смывается, но материал не относится к токсичным, а значит, при работе с продуктом не потребуется использовать средства индивидуальной защиты. Если циатимовая смазка воспламенилась, то тушить непременно надо пеной, а не водой.

Преимущества и недостатки смазывающего состава

У Циатим – 201 есть несколько несомненных плюсов и точно имеются минусы. Расскажу о преимуществах и недостатках более подробно. Из преимуществ можно выделить следующие характеристики:

  • недорогая (от 173 рублей за килограмм) и нетоксичная смазка, что автоматически относит состав к безопасным;
  • продукт инертен и нейтрален, то есть на резиновые и пластмассовые детали он никак влиять не будет;
  • не течет и отличается хорошей вязкостью;
  • подходит для использования даже на жаре и при холоде.

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

К сожалению, недостатки у продукта тоже есть. Во-первых, открытую банку не стоит длительное время оставлять на открытом воздухе.

Во-вторых, для открытых механизмов и узлов продукт использовать нельзя, поскольку эффект сначала хороший, а потом возникают проблемы, в виде высыхания состава.

Долгое время вещество тоже не хранится, поскольку теряет свои способности, расслаивается и становится непригодным для использования.

Дополнительная информация о смазке представлена в видеоролике:

Аналогичные составы

Смазка выпускается в России, но конкуренты у нее тоже есть. В качестве альтернативных вариантов можно выделить следующие составы с аналогичными свойствами и возможностями:

Название состава Краткая характеристика
BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис Подходит для узлов, где наблюдается высокая температурная нагрузка. Отлично защищает от износа и коррозии.
Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6 Состав, изготовленный на минеральной основе. Универсальный, защищает от коррозии и выступает в роли антифрикционного смазывающего состава.
Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп Надежный состав с долгим сроком эксплуатации. Подходит для подшипников разного типа.
HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски Продукт, имеющий температурный диапазон от -75 до + 221 градуса Цельсия.

Предлагаемые смазки, без сомнения очень качественные и могут выполнять свои функции даже при очень низких/высоких температурах, но Циатим 201 выделяется выгодной ценой и неплохими характеристиками.

Заключение

Закончить обзор по смазке можно выводами:

  1. Циатим 201 очень популярен в России за счет невысокой стоимости и отличных технических характеристик.
  2. Смазка не содержит воду, но способна ее отлично впитывать. Благодаря этому качеству, состав не вызывает коррозии и защищает от нее металлические элементы.
  3. Из недостатков люди отмечают отсутствие возможности длительного хранения состава и быстрое высыхание на воздухе.

Источник: https://maslo.biz/lubricant/tsiatim-201.html

Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей

Применение смазки циатим 201 и ее характеристики. Все, что нужно знать

Литол – собирательное название пластичных и водостойких смазок многоцелевого применения. Наиболее распространённым представителем этой серии по праву считается Литол-24, которая применяется практически во всех отраслях машиностроения.

Первые работы в создании универсального смазочного материала велись ещё в СССР и первые опытные образцы появились в 1933 году. Первым производителем литола стал ЦИАТИМ – институт, специализирующийся на создании низкотемпературных смазок и авиационных масел.

Изначально, смазочный материал применялся только в области оборонной и военной промышленности, примерно с середины 70-х годов прошлого столетия, смазка стала появляться в свободной продаже. Уже почти 50 лет Литол-24 является самым широко распространённым составом на территории России и стран СНГ.

Область применения

Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:

  • автомобилестроениевтомобилестроение;
  • электротехника;
  • ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;
  • обслуживание станков и механизмов;
  • водный и воздушный транспорт.
  • Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:
  • дверных петель;
  • подшипников скольжения и регулируемых ступиц;
  • рулевого управления и подвески;
  • шарнирных механизмов и зубчатых передач;
  • стартеров электродвигателей.

Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».

Состав и свойства

Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:

  1. Остаточное депарафинированное масло – 60.

  2. Смазочное масло – 40.

  3. 12-гидроксистеарат лития – 15.

  4. Дифениламин – 0,5.

Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.

Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.

Литол-24 обладает и антикоррозийным эффектом, поэтому его применяют для длительной консервации деталей и механизмов.

Читайте также:  Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля? обзор всех моментов

Преимущества и недостатки

Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.

Достоинства Недостатки
  1. Доступная цена и широкое распространение.
  2. Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.
  3. Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.
  4. Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.
  5. Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.
  6. Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.
Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28. Заниженные показатели при сваривающих нагрузках. Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.

К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.

Технические характеристики

Базовые технические характеристики для Литола-24 в соответствии с требованиями ГОСТ выглядят следующим образом.

Характеристика Показатель
Стабильность выделяемого масла 12 %
Испаряемость 6 % при температуре +1200С
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
Нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141)
Критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63)
Индекс задира (Из), кгс 28
Набухание резины марки 26-44, %
Изменение объема ±8
Изменение твердости ±8

Необходимо учитывать, что в зависимости от производителя, состав и характеристики могут меняться.

Аналоги. Достойная замена смазке

Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.

Название Особенности
Солидол Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…650С
Фиол-3 В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.
ЦИАТИМ-201 Эксплуатационные температуры -50…1200С, водостойкий
CASTROL LM, LMX Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам
MOBILUX EP2, EP3 Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…1200С. Предельная нагрузка 40 lb.
BEACON-3 Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.
TEXACO HYTEX EP-2 Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.

Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.

Фасовка и хранение

Литол-24 расфасовывается в пластиковую, металлическую тару, и в картонно-набивные барабаны. Стандартный объём тары: ведра 18 кг и бочки 180 л. Кроме этого, смазка часто фасуется в герметичные пластиковые контейнеры вместительностью 0,9, 2,2 и 10 кг.

Хранить материал нужно вдали от открытых источников огня и отопительных приборов. Срок хранения, заявленный производителем составляет 5 лет.

Список надежных производителей

Учитывая повышенный и стабильно растущий спрос, Литол-24 выпускается десятками компаний. Выбирая проверенного и надёжного производителя, рекомендуем в первую очередь обращать внимание на продукцию таких брендов:

  • ООО «НовоВитал». Компания специализируется на разработке и изготовлении многоцелевых и влагоустойчивых смазок. Предприятие находится в Зеленограде, работает с 2007 года.
  • «Ярославские смазки». Компания работает с 2004 года, считается одним из крупнейших поставщиков центрального региона. Вся выпускаемая продукция проходит строгий лабораторный контроль, соответствует требованиям ГОСТ.
  • ЦентрНефтеСбыт. Это официальный дилер крупнейшей нефтегазовой компании «Лукойл», поставляющий на отечественный рынок продукцию высокого качества, не уступающую по базовым характеристикам смазочным материалам ведущих мировых производителей.
  • «Нефтепродукт». Дочернее предприятие концерна «Роснефть», работающее с 1968 года. Компания выпускает широкий ассортимент смазочных материалов, которые применяются во всех отраслях промышленности.

Отметим, что это далеко не полный перечень отечественных производителей, но здесь отобраны лучшие компании по оценке экспертов.

Источник: http://bydom.ru/news/read/litol-24-harakteristiki-i-primenenie.html

Змазка ЦИАТИМ-201

Литієва антифрикционная морозостійка і тугоплавка мастило для змащування малонавантажених вузлів тертя кочення і ковзання.

М'яка мазь білого або світло-сірого кольору. Гранична температура використання мастила близько 150 ° С. Можливий короткостроковий нагрів до 180 ° С. Головною особливістю мастила є непогані низькотемпературні властивості.

Мастило ЦИАТИМ-201 практично нерозчинне в воді, хоча і має високу гігроскопічність. Стабільність мастила зберігається навіть при кип'ятінні. Разом з тим, при поглинанні води з вологого повітря вона ущільнюється, і її експлуатаційні, зокрема низькотемпературні властивості погіршуються. Тому мастило ЦИАТИМ-201 рекомендується зберігати в герметичній тарі.

Протизносні властивості мастила ЦИАТИМ-201 при терті ковзання низькі, так як вона приготовлена ​​на основі полісилоксанової рідини. Тому для важко-і средненагруженних підшипників ковзання, що направляють і редукторів рекомендувати її не можна.

Совет

У підшипниках кочення це змащення найчастіше працює непогано. Вона досить стабільна хімічно і інертна по відношенню до широкого кола полімерних матеріалів і гумі.

Тому мастило ЦИАТИМ-201 досить широко використовують в парах тертя метал-гума, наприклад, для змазування пневматичних циліндрів з гумовими кільцями ущільнювачів і ін.

Мастило ЦИАТИМ-201 давно і успішно застосовують в вузлах тертя, що працюють в глибокому вакуумі: від 10-1 до 10-10Па (від 10-3 до 10-12 мм рт. Ст.).

У вакуумі мастило ЦИАТИМ-221 забезпечує роботу середньо- і малонавантажених підшипників кочення при частотах обертання до декількох тисяч обертів на хвилину і температурах до 150 ° С приблизно протягом тисячі годин.

У цих же умовах при 80 ° С і 2500 об / хв мастило ЦИАТИМ-221 зберігає свої робочі властивості протягом багатьох тисяч годин.

Стандартом на мастило ЦИАТИМ 201 передбачена можливість її застосування в контакті з агресивними середовищами; однак її стабільність в таких умовах дуже невелика. Наявність спеціальних хімічно стійких мастил зробило вживання для цих цілей мастила ЦИАТИМ-201 недоцільним. Припустимо її застосування лише в середовищі з невеликими домішками агресивних парів.

Колоїдна стабільність мастила ЦИАТИМ-201 задовільна, а випаровуваність масла навіть при 150 ° С незначна. При зберіганні властивості мастила змінюються мало; це дозволяє не тільки гарантувати тривалий термін її зберігання в тарі, а й використовувати мастило без зміни в багатьох періодично працюють механізми протягом довгих років. Розфасовують її тільки в дрібну тару.

В останні роки мастило ЦИАТИМ-201 серйозно потіснила основні мастила для електромашин: ВНИИНП-242 і мастило 1-13.

Обратите внимание

Це пояснюється працездатністю мастила ЦИАТИМ-221 в широкому діапазоні температур (від -60 до 150 ° С) і великим терміном служби в підшипниках електромашин (2-3 тис. Ч. При 100 ° С і 6000 об / хв).

Однак слід вважати, що електромашини звичайного типу не потребують такої дорогої мастилі, отриманої загущення полісилоксанової рідини. Чи не гірші, а кращі результати можуть бути отримані в мастильні матеріали на нафтових маслах.

Мастило ЦИАТИМ-201 успішно використовують в агрегатних підшипниках різних типів, в тому числі літальних апаратів. Її досить широко застосовують в приладових підшипниках кочення і малонавантажених редукторах. Як приладовій мастила її можна використовувати не тільки при нормальному атмосферному тиску, а й у вакуумі при температурах від -60 до 150 ° С.

  • Специфічні властивості мастила ЦИАТИМ-201 і перш за все широкий температурний діапазон застосування дозволяють вважати її досить перспективною.
  • Найменування показників мастила Циатім-201
  • Норма по ГОСТ (ТУ)
  •   Зовнішній вигляд
  •  Однорідна мазь гл. структури від світло-жовтого до коричневого кольору
  •  Температура каплепадения, ° С, не нижче
  •  175
  •  Пенетрація при 25 ° С, мм • 10-1
  • Не нормується
  •  В'язкість ефективна при (-50) ° С і середньому градієнті швидкості деформації 10 з-1Па • с (П), не більше
  • 1100
  •  Межа міцності при 50 ° С, Па (гс / см2), не менше
  •   250-500
  •  Колоїдна стабільність,% виділеного масла, не більше
  • 26
  •  Стабільність проти окислення, мг КОН на 1 г мастила, не більше
  • 3
  •  Корозійний вплив на метал (сталь 40, 45 або 50)
  •  витримує
  •  Масова частка вільного лугу в перерахунку на NaOH,%, не більше
  • 0,1
  •  Вміст механічних домішок
  •  відсутність
  •  вміст води
  • відсутність
  •  Испаряемость при 150 ° С, за 1 годину,%, не більше
  • 25

Источник: https://emberoil.com/greases/ciatim-201

ПОИСК

    Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267 — 59) [c.37]

  •     Смазка ЦИАТИМ-201 летом (ГОСТ 6267—59), масло МВП зимой (ГОСТ 1805— 51) [c.36]
  •     Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) Трансформаторное масло (ГОСТ 982—68) [c.43]
  •     Смазка ЦИАТИМ-201 летом (ГОСТ 6267 — 59), масло МВП зимой (ГОСТ 1805-51) [c.37]
  •     Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) или 1-ЛЗ (ГОСТ 12811-67) [c.38]
  •     Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) [c.39]
  •     Смазка ЦИАТИМ-201 30 г смазки закладывают в [c.112]

    Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59) и масло приборное МВП (ГОСТ 1805—51) [c.

45]

    Смазка 1-ЛЗ (ГОСТ 12811—67) или смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59) [c.47]

    Главные карданы а) шарниры (четыре гнезда трения) а) Сильно нагруженная пара трения скольжения. Движение возвратно-вращательное Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59) 200 г смазки заправляют ручным шПриц-прессом в четыре гнезда трення. Смазку добавляют при МПР, заменяют на БПР [c.110]

Читайте также:  Как установить светодиодную ленту на машину? приятный тюнинг

    Для шлицев смазка солидол УС-2 (ГОСТ 1033—51), для каналов крестовин кардана смазка ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773 — 63).

Для каналов крестовин допускается применение масел МК-22, МС-20 (ГОСТ 1013—49) или автотракторного летнего масла (ГОСТ 542—50).

При температуре ниже +5° С допускается применение масла МС-14 (ГОСТ 1013—49) или масла автотракторного зимнего (ГОСТ 542-50) [c.126]

    Подшипники. Для смазывания подшипников качения электрических машин применяют консистентную смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—69), 1-13 (ГОСТ 1631—61) или 1-ЛЗ (ГОСТ 12811 — 67).

При смене смазки подшипниковую камеру очищают от остатков старой смазки и протирают салфеткой, смоченной в бензине. Свежую смазку закладывают на объема подшипниковой камеры.

Смешение различных сортов смазки, а также использование увлажненных не разрешается. [c.172]

Важно

    Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) Стеарин технический. Гидрат окиси лития. Дифениламин. … Масло приборное МВП 11 2 По расчету 0,3 0,01 Остальное до 100% [c.222]

    ЦИАТИМ-201 (УТВМА — универсальная тугоплавкая влагостойкая морозоустойчивая активированная) приготовляется путем загущения вазелинового приборного масла МВП литиевым мылом и содержит стабилизирующую присадку. Диапазон рабочих температур этой смазки от —60 до 140—150° С.

Смазка непригодна для узлов трения, где рабочие температуры могут быть выше 160—180° С, а также для узлов трения с очень большими удельными нагрузками. В связп с малой концентрацией загустителя и низкой вязкостью входящего в нее масла смазка ЦИАТИМ-201 в условиях длительного хранения при повышенных температурах склонна к синерезису.

Поэтому ее хранят в прохладном месте в мелкой таре, чтобы масло не выжималось под давлением вышележащих слоев смазки. [c.200]

    Разновидностью смазки ЦИАТИМ-201 являются смазки ЦИАТИМ-202, приготовленная на более вязком минеральном масле, в связи с чем имеет большую температуру каплепадения, и ЦИАТИМ-203, которая содержит противоизносную и противозадир-ную присадки, что позволяет применять ее для узлов трения с повышенным удельным давлением (узлы автомата перекоса вертолетов). [c.200]

    Солидолы, консталины Смазки ЦИАТИМ-201, 203, 221, НК-50, карданная, ИП-2, лейнерная, пушечная, снарядная, ИПК, ИТ, 1-13, автомобильная ЯНЗ-2 Масло медицинское вазелиновое Вазелин медицинский Парафины [c.177]

    Смазывают при монтажных работах консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59) или смазкой ЖТКЗ-65 (ТУ 32 ЦТ-003—68) [c.27]

    Консистентную смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267— 59) или ЖТКЗ-65 (ТУ 32 ЦТ-003—68) закладывают в гнезда трения ручным способом. Слой смазки возобновляют при осмотрах кры-шевого оборудования. В качестве заменителей применяют летом солидолы марок УС-1, УС-2, УС-3 (ГОСТ 1033—51), а зимой приборное масло МВП (ГОСТ 1805—51). Смазку в шарнирных узлах заменяют при ревизии [c.28]

Совет

    Для смазывания применяют приборное масло МВП в зимнее время и смазку ЦИАТИМ-201 или ЖТКЗ-65 в летнее время [c.28]

    Применяют смазку ЦИАТИМ-201. Кожаные манжеты перед постановкой в механизм жируют составом 12. Внутреннюю поверхность цилиндра и манжеты при сборке тщательно промазывают. При вскрытиях цилиндра кожаные манжеты дожировывают. В процессе эксплуатации периодически подают смазку внутрь цилиндра [c.29]

    Вспомогательные машины а) карданы Гарди привода (два гнезда трения) Шарниры и шлицевые скользящие соединения. Работа механизма непрерывная, движение возвратно-поступательное со скоростью вращения 1 Ъ )б1мин Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6467-59) 100 г смазки заправляют в гнезда трения ручным шприц-прессом. Добавляют при ПО, заменяют на ПР [c.110]

Смотреть страницы где упоминается термин Смазка ЦИАТИМ: [c.41]    [c.46]    [c.46]    [c.64]    [c.64]    [c.133]    [c.136]    Справочник химика-энергетика Том 2 Изд.2 (1972) — [ c.44 , c.46 , c.63 , c.76 , c.80 ]

© 2019 chem21.info Реклама на сайте

Источник: https://www.chem21.info/info/122505/

Смазка ЦИАТИМ-221. Назначение, особенности, современные аналоги

11.07.

2017

Настоящей статьёй начинается краткий цикл публикаций о специальных смазках номенклатуры ГОСТ, которые в силу широко наступающего рынка современных смазочных материалов утратили первоначальное значениеи используются не всегда технически грамотно.

Существует множество заблуждений, которые я постараюсьне столько разоблачить, сколько на их примерах пояснить принципы правильного подбора смазок. Ибо, как сказал Гельвеций, понимание принципов освобождает от запоминания бесчисленного множества частностей.

Итак, окутанный мифами о «крылатом» происхождении ЦИАТИМ-221, восприятие которого в сознании механиков зиждется на его аэрокосмическом назначении и довольно высокой цене, рассмотрим в техническом аспекте.

Несмотря на то, что даже аббревиатура ЦИАТИМ расшифровывается как Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел, а цена и авиационное предназначение выделяют 221-й на фоне большинства других смазок, это обстоятельство совсем не делает его лучшей смазкой на все случаи жизни. Напротив, область применения ЦИАТИМ-221 очень узка и специфична.

И вот почему.

Проведём анализ достоинств и недостатков этой смазки на уровне физико-химических особенностей и эксплуатационных свойств.

Физико-химические особенности ЦИАТИМ-221 обусловлены его составом. А состоит эта смазка из кремнийорганической базовой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом.

Особенности кремнийорганической жидкости определяют широчайший диапазон рабочих температур от минус 60°С (и много ниже), сохраняя работоспособность до +300°С. Это делает силиконовые смазочные материалы незаменимыми как в криогенном, так и высокотемпературном оборудовании.

А низкая испаряемость кремнийорганики допускает их использование в условиях вакуума. Не случайно 221-й это типичная смазка для аэрокосмической техники!

Обратите внимание

Однако не всё так просто, ведь загуститель, состоящий из комплексного кальциевого мыла, «приземляет» эту «крылатую» смазку за счет своих довольно ограниченных свойств. Действительно, температура каплепадения на уровне ~200°С определяет максимальную температуру использования не выше 150°С.

А посредственные низкотемпературные свойства загустителя делают эксплуатацию ЦИАТИМ-221 несколько неуверенной при температурах ниже минус 20-30°С. Компенсируется этот недостаток лишь очень низкой температурой застывания базовой жидкости.

Даже хорошая водостойкость загустителя нивелируется высокой гигроскопичностью, вследствие которой смазка, впитывая из окружающей среды влагу, уплотняется и изменяет изначальную консистенцию.

Сейчас сложно комментировать, почему ЦИАТИМ-221 настолько несбалансированный продукт, но с большой долей вероятности можно предположить, что технологии производства загустителей на рубеже 70-80 годов просто не позволяли создать что-то более уравновешенное. Последняя редакция государственного стандарта, регламентирующего производство ЦИАТИМ-221, датируется 1980 годом. Смазка производится по ГОСТ 9433-80 с 1980 года.

И всё-таки главные свойства смазки – её эксплуатационные свойства.

Итак, эксплуатационные свойства ЦИАТИМ-221.

Важнейшей характеристикой ЦИАТИМ-221 выступает весьма низкая эффективная вязкость на уровне не более 800 Па·с при -50°С, определяющая применение в высокоскоростных узлах трения с частотой вращения до 10000 об/мин., а также минимальную рабочую температуру до -60°С.

Не менее существенной характеристикой 221-го является химическая инертность смазки по отношению к углеводородным полимерам и эластомерам. Принцип растворения подобного в подобном в отношении этих материалов не действует, так как кремнийорганика – соединение не углеводородное.

Это принципиальное свойство определяет область её применения в парах трения металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т.п.

Однако ровно в такой же степени кремнийорганика противопоказана в парах трения металл-металл. Её трибологические характеристики в отношении металлов явно не достаточны и для стальных подшипников обычного оборудования ЦИАТИМ-221 не подходит.

Напомню, читатели, что трибология это наука о трении и физических явлениях, сопровождающих трение. В разрезе смазочных материалов нас интересуют непосредственно противоизносные и противозадирные свойства. Об этих свойствах силиконовых смазочных материалов поговорим подробнее.

Как было отмечено выше, кремнийорганические жидкости в силу своих физико-химических особенностей не образуют необходимую для эффективной защиты от износа пар трения металл-металл трибосистему, характерную для углеводородных масел. Причем исправить это положение с помощью привычных трибологических присадок и добавок также невозможно, так как кремнийорганика не способна формировать разделяющую поверхности трения смазочную плёнку.

Важно

Этим и объясняется применение силиконовых смазочных материалов только при высоких скоростях скольжения (качения), при которых разделяющий слой формируетсяза счёт гидродинамического эффекта.

При малых и средних скоростях силиконовые смазки не эффективны.

Механические нагрузки силиконовым смазкам также противопоказаны, так как опасны срывом гидродинамического клина и повреждением рабочих поверхностей.

Но в своей области смазка ЦИАТИМ-221 весьма востребована и в таких аппаратах, как высокоскоростные электрические машины, авиационные агрегаты, системы управления и приборы заменить её сложно. А поэтому производитель, не отказываясь от проверенного и востребованного рынком продукта, предлагает ЦИАТИМ-221 на основе уже современных достижений.

Если вы эксплуатируете высокоскоростные электрические машины или иное наземное оборудование, требующее смазки с высоким скоростным фактором и хорошими низкотемпературными свойствами, то идеальным решением для вас являются смазки на полиальфаолефиновых синтетических маслах, загущенные комплексно-литиевым загустителем.

Наиболее передовая по количеству инновационных смазок, выведенных на рынок России, компания АРГО предлагает для вас отлично зарекомендовавшую серию TermoSint.

За счет комплексно-литиевого загустителя смазки TermoSint работоспособны при температурах до +180ºС, а синтетическое (ПАО) базовое масло обеспечивает минимальную температуру применения до минус 60ºС. При этом достаточно высокие трибологические свойства смазки позволяют применять её даже в высоконагруженных подшипниках.

Вот один из продуктов этой серии для агрегатов, работающих при скоростях до 10000 об/мин – смазка TermoSint 15.

Показатель Метод TermoSint 15 EP2
Загуститель Lithium-Complex
Диапазон рабочих температур, ºС DIN 51825 -60..+130
Классификация смазок DIN 51502 КЕ2K-60
Цвет смазки Визуально Светло-бежевый
Класс консистенции NLGI DIN 51 818 2
Пенетрация 0,1 мм DIN ISO 2137 265-295
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с DIN 51562-1 15
Температура каплепадения,ºС DIN ISO 2176 240

Ценовая характеристика TermoSint 15 выгодно отличает эту смазку на фоне продуктов подобного класса, а также ЦИАТИМ-221.

А в заключение, друзья, традиционно предлагаю рассмотреть практические вопросы. Надеюсь, настоящая статья породила много вопросов, связанных с правильным применением смазки ЦИАТИМ-221. Напоминаю свой e-mail: pavel.n@tpgargo.ru.

Источник: http://tpgargo.ru/press-czentr/blog/smazka-cziatim-221.-naznachenie,-osobennosti,-sovremennyie-analogi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector