Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

После того как общество стало обращать внимание на вред, наносимый окружающей среде выхлопными газами, в автомобильной терминологии появилось новое слово – катализатор.

Однако, несмотря на всю пользу приносимую катализатором, как и любая деталь в машине этот «борец за экологию» может также выходить из строя, доставляя водителю массу неприятностей. Сегодня в нашей статье вы узнаете, что это такое автомобильный катализатор, признаках поломки каталитического нейтрализатора, а также можно ли исправить неполадки собственными силами.

Что это такое автомобильный катализатор?

Каталитический нейтрализатор был разработан специально для очистки выхлопных газов от вредоносных примесей. Устанавливается он (или они) в выхлопной системе. В последнее время чаще можно встретить модели с несколькими катализаторами до 4 штук, каждый из которых рассчитан на очистку отработанного топлива от определенных примесей.

Как правило, система очистки газов располагается посередине, между выпускным коллектором (турбиной) и глушителем автомобиля. Однако его расположение зависит исключительно от выбора производителя, поэтому, перед тем как искать нейтрализатор лучше всего заглянуть в паспорт авто.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Если говорить о принципе работы этого устройства, то он основан на «дожигании» отработанных газов. Таким образом, катализатор помогает оградить атмосферу от ядовитой окиси углерода, углеводородов (содержание в воздухе этой примеси определяют названием «смог») и оксидов азота. По структуре нейтрализаторы могут быть керамическими (в основном все современные модели) или металлическими.

Внутренняя часть большинства катализаторов состоит из керамической бобины похожей на соты с нанесенными на нее драгоценными металлами (иридий, золото, платина). Драгоценное покрытие является рабочим элементом, обеспечивающим очищение газа от вредных примесей. Но оно же влияет и на цену, которая является большим и единственным минусом устройства.

Катализаторы, прежде всего, должны соответствовать экологическим нормам, которые с каждым годом только повышаются. Таким образом, автомобили до 2000-го года выпуска оснащались катализаторами Евро-2. Все остальные модели, произведенные позже, разработаны по стандарту Евро–3 и 4. А некоторые авто, выпущенные в последние годы, имеют уже Евро-5.

Причины преждевременной поломки катализатора

Как правило, производители катализаторов в графе срок службы указывают приблизительно 120 тысяч км, однако их практическое использование говорит о том, что выйти из строя прибор может значительно раньше. Главная причина преждевременной выработки катализатора – некачественное горючее.

Кроме того на срок эксплуатации нейтрализатора влияет такая неполадка, как некорректная работа системы зажигания.

Обратите внимание

Если топливо полностью не вырабатывается в камере сгорания из-за неисправности катушки или свечи зажигания, то катализатору приходится работать в усиленном режиме, что значительно сокращает его срок службы.

Еще одна причина преждевременной поломки – попадание масла, которое попросту забивает катализатор.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Также вывести из строя прибор может и механическое повреждение или резкая смена температуры. Особенно это актуально для зимнего периода эксплуатации или сезона дождей, когда разогретый механизм соприкасается со снегом или холодной водой.

Но самое главное, что при выходе из строя каталитического нейтрализатора машина будет доставлять водителю много проблем. Вплоть до того, что двигатель может полностью заглохнуть и дальше авто поедет только на буксире.

 Теперь вы знаете, что это такое автомобильный катализатор, признаки поломки нейтрализатора будут рассмотрены ниже в этой статье.

Признаки поломки автомобильного катализатора

Существуют несколько признаков поломки автомобильного катализатора, которые не стоит игнорировать, чтобы не нанести автомобилю дополнительного ущерба. Давайте разберем каждый из признаков наиболее подробно:

  1. Чаще всего при поломке нейтрализатора на панели приборов загорается лампочка «Check Engine». Этот индикатор присутствует практически во всех моделях автомобилей, выпущенных после 2000-го года. При этом компьютерная диагностика может показать код ошибки P0420, что говорит о низкой пропускной способности катализатора. Или Р0430, что также говорит о слабой эффективности данного устройства. Правда иногда это может указывать и на другие неисправности, например подсос воздуха.
  2. Если лампочка не загорелась или ее попросту нет в вашей модели, обратите внимание на мощность автомобиля. При неисправном катализаторе она неизменно падает. Больше всего это становится заметно после прогрева мотора или в пробках. На подъемах автомобиль как будто не тянет и плохо набирает обороты.
  3. Заподозрить проблемы в работе катализатора можно и по увеличившемуся расходу топлива. Авто сразу начинает потреблять на пару литров больше нормы. Однако проявляется этот «симптом», как правило, только в совокупности с другими признаками.
  4. Если вы услышали странное дребезжание в районе моторного блока или не характерные звуки, исходящие из-под машины, чаще всего, это также указывает на неполадку с выхлопной системой вашего автомобиля.
  5. Проверить работу катализатора также можно поднеся руку к выхлопной трубе. Если напор газов слабый, это говорит о забитом катализаторе. Эту проблему можно соизмерить с забитой выхлопной трубой. Отработанные газы не могут свободно проходить через бобину нейтрализатора и начинают «давить» на двигатель.
  6. Кроме всего прочего, после выхода из строя катализатора можно почувствовать неприятный сероводородный запах.
  7. Самая крайняя точка – машина не заводится вообще или сразу глохнет. Это может говорить о том, что катализатор полностью забит.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Все перечисленные выше признаки могут проявляться как вместе, так и по отдельности. Иногда о поломке катализатора говорит только мощность двигателя и увеличенный расход топлива, при этом «Check Engine» гореть не будет. А бывает и так, что при горящем индикаторе авто продолжает функционировать в нормальном режиме.

Чем опасна эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором?

Своевременно обратив внимание на признаки поломки автомобильного катализатора, можно спасти машину от некоторых последствий:

  • Если катализатор забит, отработанные газы не смогут эффективно выходить наружу, и начинает «прокладывать себе дорогу» в обратном направлении. Это увеличивает нагрузку на турбину, поршневую и другие системы, значительно сокращая срок их службы;
  • Если при неисправности катализатора горит лампочка, сигнализирующая о неполадке двигателя, то в случае возникновения более серьезной проблемы вы о ней узнать не сможете;
  • Если при износе начала крошиться керамическая бобина катализатора, то при обратном давлении газа в поршневую систему могут попасть осколки керамики, что приведет к дорогостоящей поломке мотора.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Чтобы не доводить ситуацию до критической, лучше не тянуть с проверкой работоспособности данного устройства. Сделать это можно как на станции техобслуживания, так и собственными силами.

Проверка работоспособности каталитического нейтрализатора

Самая простая – это визуальная проверка. Если наружная часть катализатора имеет цветные разводы, это говорит о том, что прибор перегревается. На корпусе не должно быть повреждений. Любой удар может привести к разрушению керамических сот.

Для проверки пропускной способности катализатора можно устроить диагностику противодавления. Для этого в выпускном коллекторе нужно выкрутить первый датчик воздуха, на его место устанавливается манометр. Двигатель разгоняется до 3 тысяч оборотов. Если манометр показывает цифры, превышающие 0,3 кгс/см², значит катализатор забит.

В случае если двигатель не заводится, попробуйте выкрутить первый датчик воздуха. Если агрегат заработал, значит, причина в наглухо забитом катализаторе. Чаще всего починке такая поломка уже не подлежит и требует полной замены нейтрализатора.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Если компьютерная диагностика показывает код ошибки Р0420, сделайте концентрированный мыльный раствор и обмажьте им выхлопную систему. Далее заведите двигатель и внимательно осмотрите промазанную область. Наличие пузырьков воздуха говорит о не герметичности выхлопной системы. Метод проверки хоть и кустарный, но дает неплохие результаты.

Сегодня в статье мы старались подробно рассказать о том, что это такое автомобильный катализатор, признаках поломки и что делать в случае его неисправности. Но, чтобы не случилось, следует помнить несколько важных моментов:

  • Во-первых, не всегда перечисленные выше признаки говорят о поломке именно катализатора. Проблема может быть как в самом двигателе, так и других элементах выхлопной системы.
  • Во-вторых, не каждая поломка системы фильтрации отработанных газов требует замены. Если катализатор не оплавлен, бобина не рассыпалась, то его можно просто почистить.

Поэтому не спешите покупать новое устройство или рассматривать его альтернативы, а установите точную неисправность в авто. Таким образом вы сможете избежать непредвиденных затрат на ремонт автомобиля.

Источник: https://auto-pos.ru/140-chto-eto-takoe-avtomobilnyj-katalizator-kak-raspoznat-priznaki-polomki.html

7 признаков забитого катализатора

Катализатор – это составная часть выхлопной системы. Если он забит, то не выполняет свою функцию по нейтрализации выпускаемых машиной вредных веществ. Если забит катализатор, как ведет себя машина?

Признаки забитого катализатора выхлопных газов:

  1. двигатель заводится и сразу глохнет;
  2. машина стала медленно разгоняться;
  3. при нажатии на педаль газа чувствуется сопротивление;
  4. забитый катализатор расход топлива сильно увеличился;
  5. при запуске двигателя «на холодную» чувствуется неприятный резкий запах;
  6. горит индикатор «проверьте двигатель»;
  7. увеличился расход масла.

Забитый катализатор. Каковы причины?

Причинами некорректной работы каталитического нейтрализатора становятся разные факторы. Основными из них являются следующие: топливо низкого качества (мотор хуже «дышит»), большой расход масла, неправильная настройка системы зажигания, механические повреждения, некорректная работа выхлопной системы. Из-за этих факторов фильтр забивается.

Как выглядит забитый катализатор? Лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать. На фото показан забитый катализатор.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

В отечественных автомобилях (ВАЗ, Калина, Лада Приора, Нива) частой причиной поломки становятся неполадки в системе зажигания.

Проблемы у иномарок (Ниссан, Опель, Пежо, Форд, Солярис, Ауди, Лачетти, Лансер) идентичны: теряется мощность, в корпусе слышен шум, как от мелкого щебня, двигатель работает нестабильно.

Расход масла при забитом катализаторе

При неисправной работе двигателя автомобиль «жрет» масло. Это связано с выходом из строя маслосъемных колец. Они могут истончиться из-за трения о стенки. Остатки масла попадают на каталитический фильтр и забивают его. Выхлопные газы синего цвета говорят о неисправности маслосъемных колец. Таким образом, автомобиль «жрет» масло, то есть оно сгорает и его уровень значительно падает.

Забило катализатор. Как самому проверить?

Вы можете сами диагностировать поломку при помощи своих органов чувств: — Посветите мощным фонарем вовнутрь детали, чтобы визуально идентифицировать неисправность.

Читайте также:  Список автомобили по налогу на роскошь. читай, не поленись - это интересно

Для удобства поднимите машину на кронштейне, если есть такая возможность. — Принюхайтесь. Если катализатор источает резкий и неприятный запах, то поломка налицо. — Подставьте руку к выхлопной трубе.

Если тактильно вы чувствуете сопротивление, то катализатор исправен. Если нет, то есть необходимость в ремонте.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Ремонт каталитического нейтрализатора

Удаление нейтрализатора выглядит так: из катализатора извлекаются керамические детали, а далее монтируется обратно уже пустой блок. Там, где у автомобиля есть «мозги», требуется еще и «перепрошивка».

При замене на пламегаситель вместо испорченной начинки устанавливают трубу с множеством отверстий. Свободное пространство заполняется базальтовой ватой.

Это дешево, требования к качеству бензина снижаются, долго служит, не оказывает сопротивления газам (работа двигателя облегчается).

Из недостатков: звук выхлопа громче, выхлопная система прослужит меньше из-за высокой температуры газов. Состав выхлопа не соответствует нормам.

Также можно установить универсальный катализатор. Сама деталь и ее монтаж стоят дешево. Это хорошая альтернатива, когда средств на оригинальный катализатор не хватает.

Самостоятельно его заменить, обладая навыками сварочных работ, возможно. Снимаете трубу, вырезаете «болгаркой» старую трубу, ввариваете другой.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Последствия, если не починить катализатор

На что влияет забитый катализатор? Сегодня в 80% случаев эксплуатация авто с неисправным катализатором может привести к замене ДВС. Во-первых, есть риск не завести двигатель. Во-вторых, при физическом разрушении элемента керамические частицы могут попасть в цилиндры. В этом случае понадобится капитальный ремонт.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

В заключение скажем, что во многих современных автомобилях компьютер проинформирует автовладельца о неисправности.

Для диагностики самостоятельной проблемы с фильтром вы можете ориентироваться по признакам, которые мы указали в этой статье. Замена каталитического фильтра в случае поломки – это лучшее решение.

Также существует дешевая альтернатива: установить пламегаситель. Он гасит шум и температуру, но не решает проблему с загрязнением окружающей среды.

Источник: https://uremont.com/publications/articles/priznaki-zabitogo-katalizatora

Катализатор автомобильный, что это такое, признаки поломки, ремонт

Катализатор – это составляющая выпускной системы автомобиля, главная задача которой заключается в снижении концентрации вредных соединений в выпускных газах. Деталь присутствует на всех машинах экологичностью Евро 3 и выше. Так, обеспечивается задержание оксидов азота, окиси углерода, углеводорода.

Повышается экологичность, безопасность транспортного средства. Выход из строя узла сопровождается многочисленными неполадками. При необходимости проводится замена или удаление.

Устройство и принцип работы каталитического нейтрализатора

Рассматривая катализатор автомобильный, что это такое, признаки поломки, рекомендуется изучить конструкцию и принцип работы. Основной составляющей является матрица – керамические или металлические соты со специальным напылением – платиноиридиевым.

Подобное устройство обеспечивает максимальное соприкосновение выхлопов с плоскостью фильтрующего элемента. А нанесенный каталитический слой способствует окислению опасных соединений, с последующим образованием СО2 и N2. Еще одна функция катализатора заключается в обработке выхлопов – снижении температуры, давления, скорости выходящих газов.

Нейтрализатор является сменной запчастью. Его срок службы достигает 100 000 – 150 000 км, при использовании качественного топлива и регулярного проведения регенераций. Но чаще происходит преждевременное засорение, что сопровождается сигналом – активацией Check Engine на панели управления.

Другие признаки неисправности:

  1. Заметно сокращается мощность машины, возникают сложности при запуске. Причина – засорение сот фильтрующего элемента, сокращение пропускной способности.
  2. Возникает ощущение, что автомобиль держат за задний бампер, что не дает ему нормально двигаться и развивать скорость.
  3. Увеличивается расход топлива. Это связано с попытками системы управления провести регенерацию – самоочистку, сопровождающуюся повышением температуры. А для этого используются дополнительные порции горючего.
  4. Меняется запах выхлопов, становится более едким, химическим.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Такие признаки неисправности указывают на необходимость обращения к специалистам. Дальнейшая эксплуатация транспорта приведет к росту противодавления, нарушениям в работе силовой установки, капитальному ремонту.

Как работает засоренный нейтрализатор

Заполнение фильтрующего элемента – неизбежный процесс, признаки забитого катализатора появляются постепенно.

Оценивая имеющиеся неполадки, можно выделить три этапа работоспособности:

  1. Рабочее состояние – нет неполадок, отмечается хорошая пропускная способность, лампочка Check Engine не загорается.
  2. Полу рабочее состояние – сопровождается периодическим проявлением неисправности. Временами пропадает тяга, мощность, отзывчивость. Иногда возникают проблемы с запуском, плавают обороты.
  3. Нерабочее состояние – активируется аварийный режим, машина плохо заводится, а после старта глохнет.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Если катализатор засорен, требуется замена или удаление. Выбор оригинальной запчасти не всегда целесообразен, учитывая стоимость.

Сложность конструкции и использование драгоценных металлов определяет цену – около 1000 евро за один нейтрализатор. А их в конструкции авто может быть несколько.

Как проверить катализатор

Иногда появляются не все признаки неисправности, а только некоторые из них. Сигнальная лампочка на панели также не всегда загорается.

Обычно это происходит при серьезных механических повреждениях, при износе каталитического покрытия или при проблемах с электропроводкой. В остальных ситуациях сигнал загорается и тухнет.

Поскольку дальнейшая эксплуатация наносит урон автомобилю, стоит задуматься, как проверить катализатор на забитость, не снимая.

На что обратить внимание:

  1. При средней степени засорения падает пропускная способность. Если нажать на педаль, двигатель начнет работать, поднимая обороты. При наличии неисправности процесс будет медленным, показатель не превысит более 2 000 – 3 000.
  2. Когда мотор запущен, стоит подойти к выхлопной трубе – запах выхлопов становится химическим.
  3. Приложив руку к трубе, легко заметить, что давления практически нет – выхлопы не выходят нормально.
  4. Вмятины на защитном корпусе – свидетельствуют о механических повреждениях, которые часто приводят к разрушению матрицы, фильтрующего элемента.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Точно убедиться в засорении матрицы можно, осмотрев деталь на просвет. Но для этого потребуется ее демонтировать. Процедура сопряжена со сложностью, так как деталь находится на днище – требуется яма, подъемник. Сам процесс изъятия отличается для разных автомобилей, крепления часто прикипают.

Другие методы оценки работоспособности нейтрализатора

Проверка на противодавление – еще один метод диагностики без демонтажа. Это наиболее распространенный и простой способ, предполагающий измерение давления выхлопов, последующее сравнение показателей. Задумываясь, как проверить катализатор, нужно подготовить манометр и переходник для подсоединения.

Тонкости диагностики:

  1. Автомобиль загоняют на яму.
  2. Демонтируется первый датчик кислорода.
  3. Используя переходник, подключают манометр. В качестве переходника выбирают резиновый шланг. Важно обеспечить герметичность соединения.
  4. Запустив мотор, нужно поднять и на протяжении 15 секунд поддерживать обороты на уровне 2 500 – 3 000.
  5. В этот момент изучаются данные манометра.
  6. Проводится сравнение, оценка работоспособности.

При показателях в 0,3 кгс/см2 можно утверждать, что система исправна. Более высокие значения – до 0,35 допускаются в случае доработок, тюнинга мотора, иначе это свидетельствует о неполадках. При данных в 0,5 кгс/см2 отмечаются явные неполадки.

В сервисе используются и другие методики, позволяющие точно выявить неисправность. В распоряжении специалистов имеется специальное оборудование, позволяющее оценить состав выхлопов, выполнить диагностику мотор-тестером, провести сканирование, что дает наиболее точные результаты.

Варианты восстановления

При выходе из строя каталитического нейтрализатора нельзя просто изъять деталь, так как воздействие горячих выхлопов приведет к прогоранию остальных элементов выпускной системы. Для замены обычно используется универсальная запчасть или пламегаситель.

Преимущества установки аналога:

  • деталь обладает более простой конструкцией, что способствует снижению цены;
  • также обеспечивается очистка выхлопов, сохраняется экологичность автомобиля;
  • отличное решение для гарантийных, машин часто пересекающих границу стран, где действуют жесткие экологические нормы;

Стоит обратить внимание, что универсальный катализатор не обладает большим сроком службы, вскоре потребует замены. Эффективность работы устройства зависит от выбора модели.

Преимущества пламегасителя:

  • наиболее доступное решение;
  • срок службы детали достигает 10 лет;
  • навсегда решается проблема нейтрализатора;
  • качество топлива не влияет на работоспособность системы.

Предварительный резонатор не очищает выхлопы, он лишь обеспечивает их обработку. Поэтому снижается экологичность авто. На машинах, где используется второй датчик кислорода, необходима обманка для нормального образования топливной смеси.

Выбор оптимального варианта для замены катализатора определяется в зависимости от модели, года выпуска, характеристик, условий эксплуатации.

Источник: https://auto-sovets.ru/nachinayushhim-voditelyam/katalizator-avtomobilnyj-chto-eto-takoe-priznaki-polomki-remont.html

Автомобильный катализатор — что это такое?

31 августа 2016. Категория: Автотехника.

https://www.youtube.com/watch?v=RcvEdfisc_Y

В каждом автотранспортном средстве присутствуют детали и устройства, которые не попадаются на глаза автолюбителям, но при этом они отвечают за полноценную работу «жизненно необходимых» узлов АТС.

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов или катализатор, известный также как нейтрализатор довольно часто становится причиной споров между автомобилистами. Одни из них считают, что эта деталь играет немаловажную роль в системе очистки выхлопных газов, другие придерживаются мнения, что использовать этот элемент необязательно и даже противопоказано.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Чтобы разобраться в необходимости или «ненужности» катализатора, в первую очередь стоит понять, что он из себя представляет и по какому принципу работает этот элемент.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Нейтрализатор – это составная часть выхлопной системы автомобиля, благодаря которой снижается концентрация вредных веществ, содержащихся в отработанных выхлопных газах. Среди них окись углерода, оксиды азота, а также углеводороды.

Современный катализатор автомобильный, фото которого представлены в статье, содержит в своем составе благородные металлы, которые нагреваются от выхлопных газов и провоцируют процесс «дожигания» вредных веществ до нормы, предусмотренной экологическими требованиями.

Конструкция нейтрализатора включает в себя корпус, внутри которого располагается керамическая или металлическая основа в виде сот. Сверху она покрыта тонким слоем специального платиноиридиевого сплава.

Важно

Сотообразная конструкция позволяет значительно увеличить площадь соприкосновения выхлопов газа и поверхности, покрытой каталитическим слоем.

В результате этого происходит окислительная реакция окиси углерода и углеводорода и на выходе в атмосферу попадают только практически «безобидные» вещества: азот (N2) и углекислый газ (СО2).

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Устанавливать катализатор на автомобиль не обязательно, но желательно, особенно если:

  • вашей машине менее 5 лет;
  • вы сами проходите ТО;
  • вы собираетесь на автомобиле за границу (обязательно);
  • вы не желаете загрязнять окружающую среду.

Каталитические нейтрализаторы выполняют немного разные функции, в зависимости от типа изделия.

Виды катализаторов

Разделяют несколько типов катализаторов, в зависимости от их назначения:

Читайте также:  Как полностью слить охлаждающую жидкость? делаем сами

Двусторонние

Устройство катализатора выхлопных газов двустороннего типа позволяет выполнять сразу несколько задач:

  1. Запустить процесс окисления угарного газа в углекислый;
  2. Окислить несгоревшие углеводороды (частично сгоревшее или несгоревшее топливо) в воду и углекислый газ благодаря реакции горения.

Такие катализаторы чаще всего применяются для дизельных двигателей.

Трехсторонние

Трехсторонний катализатор авто появился еще в 1981 году в целях снизить объемы вредных веществ, попадающих в атмосферу. Этот тип нейтрализатора позволяет выполнять более обширный спектр задач, а именно:

  1. Превращать окиси азота в кислород и азот.
  2. Окислять угарный газ в углекислый газ.
  3. Окислять несгоревшие углеводороды в воду и углекислый газ.

Также существуют дизельные катализаторы и нейтрализаторы для моторов, работающих на бедных смесях.

Помимо этого катализаторы отличают по материалу, из которого изготавливается картридж устройства. Исходя из этого, выделяют:

Керамические нейтрализаторы

Это стандартные модели оснащенные конструкцией в виде сот. Сам керамический элемент в этом случае покрыт платиноиридиевым сплавом.

Если говорить о недостатках таких моделей, то практически все автолюбители выделяют хрупкость керамического устройства, которое достаточно ударить об камень, чтобы соты рассыпались. Также изделие может повредиться если на прогретом авто заехать в лужу, капли воды попавшие на раскаленный нейтрализатор приведут к его поломке.

Помимо этого соты могут распасться в случае неполадок в системе зажигания машины. Например, если топливо воспламеняется не сразу после запуска двигателя, а с небольшой задержкой. В этом случае несгоревшее топливо будет собираться в резервуаре выпускного тракта (то есть в катализаторе) и как только скопившийся бензин взорвется, все соты разрушатся.

Также в таких катализаторах накапливается керамическая пыль, которая попадает в камеру сгорания, а в некоторых случаях даже в цилиндры двигателя.

Единственное преимущество керамического нейтрализатора – это его низкая стоимость.

Металлические нейтрализаторы

Конструкция этого типа отличается повышенной надежностью и прочностью, благодаря чему такой катализатор может выдерживать механические нагрузки на протяжении довольно долгого времени. Соты, установленные в изделии, отличаются своей упругостью, добиться этого удалось благодаря их спиралевидной форме и металлу.

Однако, несмотря на надежность такого нейтрализатора, он также как и керамический «боится»:

  • Некачественного или этилированного топлива.
  • Масел или антифриза, которые попадают в камеру сгорания.
  • Некачественных технических жидкостей для промывки систем, купленных «с рук» или от непроверенного производителя.
  • Переобогащенных топливных смесей.
  • Долгой работы на холостом ходу.

Спортивные

Такие катализаторы также выполнены из металла, однако их пропускная способность намного выше стандартных металлических и керамических изделий.

Благодаря этому нейтрализаторы этого типа придают автомобилю дополнительную мощность (от 7% до 20%). Правда, такого результата можно достигнуть только при условии, что в машине установлена прямоточная система выхлопа.

При этом катализаторы отвечают экологическим требованиям Евро 4 и 5.

Спортивные модели самые надежные, но их стоимость самая большая.

Исходя из такого большого количества недостатков стандартных моделей, и появились теории о том, что нейтрализаторы приносят больше вреда для самого автомобиля, нежели пользы для экологии. Однако избежать большинства неприятностей можно, если своевременно менять изделие. К слову, катализатор автомобильный ремонт не предполагает, поэтому вышедший из строя элемент необходимо менять.

Варианты замены нейтрализаторов

Существует несколько вариантов замены нейтрализатора:

  • На оригинальный. Такая замена логична, если вы эксплуатируете автомобиль, у которого еще не вышел срок гарантии. Это самый дорогостоящий вариант.
  • На универсальный. В этом случае вы заплатите в два раза меньше и получите прибор, который позволит значительно снизить объем токсичных выхлопов.
  • На пламегаситель (своего рода резонатор). Это самый дешевый вариант замены, однако, такое устройство нельзя устанавливать в машины с нормами токсичности Евро 4, это означает, что пламегаситель не снижает уровень токсичности газов.

Менять нейтрализаторы рекомендуется каждые 100 – 120 тысяч километров пробега. Однако может потребоваться и более ранняя замена.

Как определить, что катализатор нуждается в замене

Как правило, катализатор считается вышедшим из строя, если его каталитический слой сгорел в процессе эксплуатации. В автомобилях с современной бортовой системой при поломке нейтрализатора загорается ошибка. Если же автомобиль не новый, то определить приближающийся выход из строя нейтрализатора можно по следующим признакам:

  • Тяга на больших оборотах временно или постоянно пропадает.
  • Автомобиль стал хуже заводиться «на горячую». По утрам, при этом, мотор долго не заводится.
  • Начали пропадать обороты. Например, когда вы давите на газ, а тахометр еле-еле доходит до 2 – 4 тысяч оборотов, но выше стрелка не идет. При этом автомобиль начал потреблять больше топлива.

Эти признаки свидетельствуют о том, что катализатор находится в «полурабочем» состоянии, то есть еще работает, но уже пора менять.

А если нейтрализатор вовсе «приказал долго жить», то вы заметите, что машина начала слишком долго заводиться, но даже если мотор и начинает работать, но почти сразу он глохнет. Либо автомобиль и вовсе не заводится.

Убедиться что причина в этом случае именно в катализаторе довольно просто: нужно завести мотор и подойти к выхлопной трубе, если выхлопные газы не идут (вы их не чувствуете рукой), значит пришло время менять составную часть выхлопной системы.

В заключении

Устанавливать катализатор или нет – дело каждого автовладельца. Пока что в России не предусмотрено строгих требований к объему вредных веществ в выхлопных газах. Однако если вы решите отправиться на автомобиле в путешествие по Европе, вам обязательно придется установить каталитический нейтрализатор.

Источник: https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/109-katalizator-avtomobilnyj-chto-jeto-takoe-priznaki-polomki.html

Признаки неисправности автомобильного катализатора

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?Ни для кого не секрет, что автомобили извергают выхлопные газы, пагубно влияющие на окружающую среду. Чтобы снизить ухудшение экологии современные автомобили оснащаются специальным устройством, которое называется катализатор. Оно превращает вредные вещества в менее пагубные с помощью химических реакций, происходящих внутри него. Когда двигатель еще холодный, то катализатор бездействует, но как только автомобиль прогреется, он сразу включается. Располагается катализатор в выхлопной трубе между двигателем и глушителем и при сильном нагреве раскаляется почти докрасна.

Признаки неисправности катализатора.

По каким признакам вы сможете заметить, что срок службы катализатора подходит к концу? Об этом в первую очередь будет свидетельствовать снижение мощности мотора. У автомобиля ухудшится разгонная динамика, снизится максимальная скорость, может затрудниться пуск двигателя.

Естественно, автомобилист поначалу этого не замечает и для восполнения потерь, больше прикладывается к педали газа.

А вот тогда то и следует обратить, что выхлоп иногда приобретает резкий ядовитый запах сероводорода, а это может свидетельствовать как раз о проблемах с катализатором.

Причин выхода из строя катализатора обычно немного: либо его срок службы подошел к концу и разрушился каталитический слой, либо керамика или вследствие нарушений правил эксплуатации произошло оплавление керамической сердцевины, соты забились сажей.

Насколько быстро катализаторы могут выходить из строя?

Катализатор — это фильтр, который очищает выхлопные газы. А любому фильтру рано или поздно необходима замена.

При правильной эксплуатации срок службы катализатора может составлять от 60 до 150 тысяч километров пробега автомобиля. После рекомендуется заменить деталь на новую. А старый катализатор сдать, например, тут.

Совет

Некоторые не торопятся устанавливать новый катализатор, взамен старого, так как стоит он дорого, а об экологии думает далеко не каждый.

Срок службы катализатора еще может зависеть от питания, качества бензина и исправной работы системы зажигания. Катализатор может состоять из керамики или металла. Больше всего распространены керамические катализаторы, так как они дешевле. Но они больше боятся механических воздействий и не так прочны, как металлические.

Из-за неполадок в системе зажигания двигателя керамический катализатор может прийти в негодность.

Когда не удается завести мотор, в выпускном тракте скапливается не сгоревший бензин, а когда двигатель наконец заводится, в катализаторе происходит взрыв и керамические соты рассыпаются.

Поэтому если вы используете этот тип катализатора, после двух-трех неудачных пусков сделайте перерыв, чтобы топливо испарилось.

Кроме этого нейтрализатор может прийти в негодность из-за попадания воды внутрь. Не следует передвигаться по плохим дорогам и заезжать в глубокие лужи.

Металлические катализаторы стоят дороже и более надежны чем керамические аналоги. Но у обоих типов устройств может сократиться срок службы из-за некачественного топлива. Оно может служить причиной преждевременного выхода из строя катализатора. Этилированный бензин засоряет соты и мощность мотора снижается, так как проходное сечение становится меньше.

Что делать с неисправным катализатором?

Автомобильный катализатор деталь дорогая и состоит из ценных, редких металлов. Срок службы катализатора относительно небольшой. Редко, когда он сможет отслужить больше 120 тысяч километров.

Обратите внимание

Предприимчивый автолюбитель может сдать металлические отечественные катализаторы, отбив часть стоимости замены. На цену может повлиять состояние вашего катализатора, количество, срок использования и его состав.

Устройство может состоять из различных драгоценных металлов, чем они ценнее, тем больше вам заплатят.

Источник: https://my-auto.biz/priznaki-neispravnosti-avtomobilnogo-katalizatora

Как проверить катализатор — строение и причины неисправностей

Система катализатора применяется в автомобиле для того, чтобы уменьшить количество нечистот, которые автомобиль выбрасывает в атмосферу во время своей работы. Как только данный механизм приходит в состояние неисправности, у владельца автомобиля появляются проблемы.

Строение катализатора

Катализирующий механизм с внешней стороны выглядит, как обычный отрезок, который включен в систему выхлопа. В корпусе располагается элемент, обеспечивающий катализацию. Он покрывается внешним покрытием — спецслоем из различных металлов. В основном — из разряда платиновых. Данное устройство имеет четкую цилиндрическую форму, и структуру в виде сот.

Соты расположены близко друг к другу, и за счет того, что их много, обеспечивается хороший контакт между выхлопными газами и покрытием. Это позволяет выхлопам окисляться намного лучше.

Из-за того, что диаметр сот маленький, они очень быстро загрязняются. Этому способствует огромное количество плохого масла и некачественного бензина. Поскольку выхлопные газы не очищаются соответствующей системой автомобиля, ему становится тяжелее работать. Именно поэтому необходимо контролировать данный вопрос, и пресекать все попытки поломок.

Работа двигателя за счет неисправностей в разы ухудшается, и появляются некоторые негативные последствия. Камера перестает продуваться в должной мере, и двигателю начинает не хватать топлива для полноценной работы. Следовательно, расход увеличивается. Бывает и альтернативный вариант — соты просто расплавляются.

Однако, исход все равно остается тот же — расход все так же увеличивается.

Читайте также:  Как разбортировать колесо автомобиля своими руками? обновляем багаж авто знаний

Причины неисправностей

В большинстве случаев, катализаторы ломаются либо из-за загрязнений сот, либо же впоследствии износа покрытия, основной задачей которого является работа с газами, исходящими из выхлопного отверстия. Возникает вопрос: почему данные устройства ломаются и как в этом всем участвует датчик кислорода?

Катализаторный элемент может служить очень долго — вплоть до 200.000 километров пробега — данная информация написана в инструкции по применению. Несмотря на это, многие водители сталкиваются с проблемой поломки намного раньше. Признаки неисправности катализатора :

  1. На некоторые заправки завозят плохое топливо низкого качества.
  2. Масло быстро съедается автомобилем, и внутри устройства остается огромное количество непереработанных продуктов сгорания. Ускоренное «уничтожение» масла в большинстве случаев происходит либо из-за поломки турбины машины, либо из-за поврежденных ГБЦ.
  3. Работа катализатора на автомобиле также напрямую зависит от исправной работы мотора. Таким образом, если система зажигания, питания и распределения бензина по системе работает неисправно, то проблемы с катализатором также могут возникнуть.
  4. Повреждение корпуса с механической точки зрения, а также перепад температур.

В качестве примера, представьте такую ситуацию: катализатор работает при своей стандартной теплой температуре, и тут под машину попадает волна из очень холодной воды. Конечно, такого ваше устройство не переживет.

Однако, не стоит бить тревогу, если вы залили плохое топливо только один раз. От этого ничего не будет. Проблемы могут появиться только при продолжительной эксплуатации некачественных продуктов.

Как узнать неисправность катализатора?

Некоторые автовладельцы не обращают внимание на поломку данного устройства, поскольку думают, что оно нужно исключительно для поддержания экологии. Данная проблема — очень серьезная, и игнорировать ее ни в коем случае не стоит.

Катализатор в процессе работы используется, как индикатор поломок автомобиля. Причины выхода из строя катализатора существуют не просто так.

Именно поэтому, при обнаружении нестабильностей в работе данного элемента, вы должны понимать, что существует возможность поломки в каком-либо другом приборе машины. Последствия неисправного катализирующего элемента:

  1. Топливо расходуется быстрее. Сопротивление газам из выхлопа повышается, и для борьбы с ними водитель должен будет нажимать на педаль сильнее. Соответственно, автомобилю будет требоваться на это большее количество топлива, чем обычно. Вы будете ехать с той же скоростью и динамикой, как и всегда, однако топливо на это будет расходоваться быстрее.
  2. Система выхлопов резко нагревается. Выхлопные газы останавливаются в месте, предшествующем катализатору на некоторое время. Это плохо, поскольку при правильно функционирующем аппарате они отправляются в катализаторный отдел мгновенно. Как следствие, урон получают двигатель авто, поскольку разница между температурами разных частей автомобиля довольно обширная.

Признаки ошибок катализатора

Признаки ошибок катализатора, что может быть с автомобилем? В большинстве ситуаций вы можете определить неисправность катализаторной системы, обратив внимание на то, как ведет себя авто. Симптомы неисправности катализатора следующие:

  1. Разгон происходит дольше, оперативность набора скорости уменьшается. Забитое устройство не позволяет двигателю набрать нужное количество оборотов, а, следовательно, мощность тоже уменьшается. Даже если вы резко нажмете на педаль газа, никакого резкого действия за этим не последует. Машина не разгонится моментально.
  2. Расход бензина аномально увеличивается.
  3. Вы чувствуете неприятных запах из выхлопной трубы.

Однако, слишком явных признаков может и не быть. Машина все так же будет заводиться без всяких проблем.

Если вы не заправляетесь только на проверенных заправках, используете некачественное масло, и игнорируете вышеперечисленные симптомы, то вы с вероятностью 90 процентов можете быть уверены в том, что ваше катализаторное устройство неисправно.

Check Engine — лучший способ определить неисправность катализатора. Если на панели вашего авто зажегся данный значок, это самый главный индикатор неисправности элемента. Вызывают появление такого значка как раз-таки основные причины по которым плавают данные приборы.

Важно

Нужно помнить, что появление данного значка возможно только на тех авто, где есть два зонда-лямбда в самой системе выхлопа. Первый такой зонд установлен перед системой катализирования. Его основания задача — регулирование топливной системы в плане подачи бензина, а также зажигания. Кроме того, его правильное функционирование влияет на расход.

Как узнать неисправность катализатора? Нужно просто проверить, сколько бензина расходуется на 100 километров, и сравнить это с предыдущими показателями. С помощью второго зонда производится проверка катализатора.

Именно он определяет, забит ли катализатор. Таким образом, значок будет появляться в том случае, если один из проводов будет деформирован.

Впоследствии, вы услышите звук неисправного катализатора автомобиля (машина будет шуметь, как трактор).

Диагностика катализатора

Если у вас возникает вопрос, как проверить работу катализатора на авто,  то мы расскажем вам об этом. Для определения поломки, автомеханиками используется некоторая методология. Итак, как проверить работоспособность катализатора? Для того, чтобы выяснить, какие конкретно соты были забиты, вам необходимо проделать следующие манипуляции:

  • Заведите двигатель. Постарайтесь достичь максимальных оборотов при его работе. Во время того, как двигатель будет достигать минимальных, средних и больших оборотов, постарайтесь резко надавить на педаль газа. Если двигатель сразу же реагирует на ваши действия, то все функционирует нормально. Если же двигатель реагирует не сразу, а через несколько секунд, либо же количество оборотов не переваливает за 5 тысяч оборотов, то вам необходимо обратиться на СТО. Скорее всего, данную деталь необходимо будет заменить.
  • Следующий способ проверки катализатора — это прикладывание руки к трубе, совершающей выхлоп. Отработанные газы двигаются импульсивно. Проделав данное действие, вы сможете почувствовать, как цилиндры по очереди выпускают отработанные газы из выхлопа. На холостом ходу поток выхлопа должен быть также импульсивный. Если же вы ощущаете ровное движение, то ваше устройство забито отходами.

Помимо этого, вы можете скооперироваться со своим помощником, и сказать ему, чтобы он завёл двигатель, накрутил обороты двигателя, и моментально заглушил его. После того, как работа двигателя будет остановлена, вы сможете увидеть, как загрязненные газы медленно выходят из выхлопного отверстия, чтобы убедиться в своем предположении по поводу поломки.

Метод визуального осмотра

Самостоятельная проверка может быть проведена визуально. Вы можете вручную изъять часть выхлопной трубы вместе с катализатором. Вам понадобится фонарик. Возьмите его, и постарайтесь осветить всю составляющую. Таким образом, вы с легкостью идентифицируете забитые соты.

Если мысль о том, что не работает катализатор появилась у вас не из-за увеличенного расхода топлива, а из-за надписи «Check Engine”, то причину неполадок вы самостоятельно вряд ли найдете. Вам прийдется обращаться к специалистам в данной области.

С визуальной точки зрения, все может быть нормально, однако функции прибора могут не выполняться именно из-за проблем во внутренней оболочке. Для того, чтобы вовремя спасти свое финансовое положение и авто от неприятностей, мы советуем вам использовать эти методы проверки катализатора. Лишним это не будет, однако в дальнейшем вы сможете сэкономить большие деньги.

Метод проверки на противодавление

Катализирующая система может быть также проверена с помощью специализированного прибора — манометра. В данном случае вместо зонда-лямбда в корпус вставляется манометр (помните, что вставлять его нужно до катализатора).

Производятся все эти манипуляции через специальный переходник.

Для начала самой проверки вам понадобится завести двигатель вашей машины. Каждый режим работы двигателя должен функционировать нормально, и диапазон давления должен быть не менее, чем 2.0 — 3.0 кПА.

Если же вы не хотите самостоятельно заниматься данным вопросом, то вам нужно отвезти свою машинку на соответствующее СТО.

Вместо свечи специалисты сервиса вставляют специализированный датчик, который и показывает им всю необходимую информацию — этот способ называется «проверка мотор-тестером». Сейчас мы расскажем вам о нём подробнее.

Метод диагностики мотор-тестером

Тестер мотора — комплектация из различных элементов оборудования, с помощью которого специалисты вычисляют различные поломки внутри автомобиля. Анализ данных выполняется на основе так называемой осцилограммы. При проведении подобного анализа, свеча зажигания изимается, и на её место устанавливается устройство для выявления проблем.

После этого, все показания анализируются, и вы получаете вердикт по поводу ваших неполадок и дальнейшие советы по их устранению.

Совет

Стоит понимать, что дома проверить выхлоп не выйдет, поскольку у вас не будет достаточного оборудования, а также денег на покупку специализированного программного обеспечения, которое как раз-таки и показывает эти самые данные.

Важное замечание: обслуживайте свой автомобиль только в официальных сервисных центрах. Иначе, вы можете потерять деньги, и даже некоторые детали своего автомобиля. На неофициальных СТО могут работать недобросовестные люди, которые могут украсть у вас деталь, и заменить её на более дешевую.

Можно ли восстановить катализатор?

Если катализатор просто загрязнен сажей, то автолюбитель ещё имеет возможность прочистить его. Несмотря на это, вам нужно будет все равно решать эту проблему оперативно. Существует ряд тяжелейших последствий для автомобиля: он может либо вообще не заводиться в будущем, либо же заводиться, но сразу глохнуть.

Бывают ситуации, когда вследствие неправильной эксплуатации катализаторного элемента, оплавляется бобина. Восстановление её невозможно ни при каких обстоятельствах — вы можете только купить новую.

Ещё одно тяжелейшее «заболевание» этого элемента — его деформирование. Поврежденные частицы могут сделать прохождение выхлопов тяжелым, и повлечь за собой таким образом серьезные проблемы.

Источник: https://djago.ru/vypusknaya-sistema/neispravnosti-katalizatora-i-metody-diagnostiki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector