Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?С помощью специальных устройств можно добиться плавного погасания или загорания ламп накаливания в автомобиле. Данную функцию можно использовать в разных целях, например для экономии ресурса галогенных ламп или просто для красоты. Рассмотрим, каким образом можно сделать плавное включение ламп накаливания своими руками.

Если Вы хотите сделать плавное выключение светодиодов, тогда Вам следует перейти в статью “Плавное выключение светодиодов”.

В этой статье речь идет о лампах накаливания.

Для чего вообще нужно делать плавное выкл/вкл лампочек ?

  1. Экономия ресурса галогенных ламп
  2. С точки зрения красоты, как то выделится из массы

Вообще медленное зажигание или погасание ламп накаливания можно использовать где угодно, но в основном этот способ применяют для ближнего света или противотуманных фар (ПТФ).Рассмотрим подробно, где и как можно это применить: Это простое устройство плавного пуска ламп позволяющее многократно снизить риск перегорания ламп и продлить их ресурс.Лампы накаливания в большинстве случаев перегорают в момент включения. Это происходит потому что холодная нить накаливания имеет меньшее сопротивление, чем горячая нить. Поэтому в момент включения ток проходящий через лампу в десятки раз превышает номинальный. Это длится короткий момент, но этого бывает достаточно, чтобы вывести лампу из строя.

Для продления ресурса ламп в промышленных условиях применяют системы плавного пуска.

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Представленная схема является самой простой. Здесь в разрыв существующей цепи питания ламп ставятся реле и резистор. Обмотка реле питается параллельно лампе.Как это работает: после включения фар, они зажигаются тускло, как габариты и примерно через полсекунды включаются на полную мощность. В таком режиме зажигания лампы будут жить гораздо больше, особенно перекалки (+50, +90 и т.п.).

Потребуется:

  1. Реле (на каждую лампу) – Реле можно использовать любые 12-ти вольтовое на ток более 5А, можно и автомобильные.
  2. Резистор (номиналом 0,1-0,5 Ом) – подбирается индивидуально под характеристики реле, так чтобы реле срабатывало при максимально возможном значении сопротивления. Резистор нужно использовать мощный керамический около 5 Ватт.

Размещение: две релюшки можно установить где угодно (например, под капотом возле фар или в блоке предохранителей). Потребуется:

  1. Резисторы (R1=2к, R2=36k, R3=0.22 , R4=180, R5=2.7k, R6=1M, R7=2,7k)
  2. Конденсаторы (C1=100n, C2=22x25B, C3=1500p,C4=22x50B,C5=2мкф)
  3. Микросхема MC34063A (МС34063А можно заменить на КР1156ЕУ5)
  4. Полевой транзистор IRF1405. (Полевик можно использовать любой N канальный с похожими параметрами (IRF3205, IRF3808, IRFP4004, IRFP3206, IRFP3077))
  5. Дроссель 100мкГн, лучше использовать на ток не менее 500мА, ниже нет смысла преобразователь (ШИМ) начинает работать не стабильно. Это проявляется нагревом микросхемы и выхода из строя.
  6. Светодиоды (любые).
  7. Диоды 1N5819 (можно взять Блока питания ПК)

Схема устройства плавного включения ламп:Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Если нужно увеличить или уменьшить время розжига ламп, то подбирается С5 и R6.К примеру, микросхему можно взять из автомобильной зарядки для сотового телефона. Для стабилизатора могут подойти почти все детали.

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

Печатка:

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

Окончательный вид собранного устройства плавного зажигания ламп

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Корпус готового блока может быть любой, все зависит от Вашей фантазии.

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

Схема подключение устройства в автомобиль:

  1. Выход устройства +12в.
  2. Вход +12в.
  3. Масса (-).

Для примера, можно расположить блок под панелью за монтажным блоком.В результате получается эффект немного похожий на включение ксенона.

Так же, Вам возможно понадобятся другие схемы плавного включения. В интернете их очень много.

Понадобится:

  1. 4 мамы широкие
  2. 4 папы широкие
  3. 2 мамы узкие
  4. 2 папы узкие

“Тройник” для разветвления на монтажном блоке массы

  • Схема подключения:

Цепляем на три длинных провода (по 35 сантиметров) разъемы “мама” и “папа”. Получается что то вроде удлинителя реле ближнего света.Присоединяем разъемы “мама” и “папа” на провода БПР (Вход +12В – “мама”, Выход – галоген – “папа”).Вытащив реле ближнего света (напомню К4) цепляем на него «удлинитель» на все контакты, кроме 87.Для удобства можно скрепить «удлинитель» стяжками.Справа масса (зелёный провод – в блок предохранителей)Вставляем конец “удлинителя” в блок предохранителей наместо реле. На другой конец – соответственно реле, которое вытаскивали ранее.В реле на 87-ю “ногу” одеваем разъем “мама” от БПР (вход +12В), а в блок предохранителей вставляем разъем “папа” (Выход – Галоген), где должна быть “нога” 87.Окончательный вариант собранной конструкции.Массу (масса -12 В) берем от куда удобнее (например, с колодки Ш2 монтажного блока – контакт 4. Вытаскиваем провод (черный) из колодки, вместо него вставляем заготовленный «тройник» от БПР.Чтобы удобно закрепить реле внутри блока предохранителей, можно купить колодку для реле с защелкой.И закрепить на задней стенке монтажного блока.Каждый контакт изолируем (термоусадками, гофрами) Схема первого вариант немного доработана. (подключение происходит на место штатного реле и добавлена функция плавного гашения)Из схемы видно, что убран диод параллельный резистору 1МОм.Подведено отдельно питание на полевой транзистор.При подключении необходимо убедится что:

  • 86м контакте сидит “масса”
  • 85м контакте +12в при включении ближнего света
  • 30м контакте +12в появляется при включении зажигании ну или там постоянно 12в

В блоке предохранителей меняется только одно реле. Просто с плочка выносные провода с папами и подключаются в гнездо вместо реле. Понадобится:

  1. Разъемы “мама” и “папа” 
  2. Фишки

Обрезаем “хвосты” от БПР, монтируем разъемы и надеваем пластиковые фишки.

    Переворачиваем блок предохранителей (нам интересны колодки №1 и №2)Вынимаем с колодки №1 – провод 5 (у меня по схеме цвета не сошлись, аккуратнее)а с колодки №2 провод 4Подключаем БПР по схемеБлок я разместил около блока предохранителей (справа от него). Приклеил на 2-х сторонний скотч и притянул одной стяжкой. Некоторые моменты и принципы работы данного устройства:

    1. В начале движения, при достижении автомобилем скорости 6 км/ч устройство плавно включает лампы ближнего света до 75% от напряжения бортовой сети и удерживает это значение до скорости 69 км/ч.
    2. В диапазоне от 70 км/ч до 94 км/ч устанавливается 85% от напряжения бортовой сети.
    3. В диапазоне от 95 км/ч и выше устанавливается 95% от напряжения бортовой сети.
    4. После остановки автомобиля на время более 22 секунд напряжение снижается до 30%.

    Для тех, кто не дружит с паяльником, а сильно хочется поставить себе устройство плавного розжига есть готовые варианты решений. Вот некоторые из них: Преимущества СиличЪ-Эклипс:

    1. Обеспечение удобства эксплуатации – автовключение ближнего света
    2. Экономия ресурса галогенных ламп – за счет плавного включения и выключения ламп
    3. Экономия топлива – лампы горят на 30% от нормы

    Устройство универсальное и в зависимости от марки автомобиля схема подключения ДХО “СиличЪ-ЭклипсВ” разная. Подробное описание устройства плавного включения ламп накаливания 500ВТ.   LD-01 – для ламп мощностью до 8 Вт. LD-02 – для ламп мощностью до 30Вт, LD-03 – до 50Вт.LD-03 – имеет дополнительные возможности. Источник фото:

    Ключевые слова:

     

    Интересный сайт? Поделись с друзьями

    Источник: http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/tuning-electrika/221

    «Прометей» – реле фар

    Реле фар: Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно? Прометей

    =

    • Плавное включение галогеновых ламп
    • Время розжига несложно программируется

    Содержание

    Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар “Меркурий”контроллер ДХО “Эклипс” и реле фар “Прометей”

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Реле фар «Прометей» устанавливается взамен штатного реле фар для обеспечения плавного включения галогеновых ламп.

    Также оно может быть установлено на автомобили, коммутирующие лампы фар без штатного реле, непосредственно подрулевым переключателем.

    Это разгрузит подрулевой переключатель и многократно увеличит его срок службы. Возможно также использование его для плавного включения-выключения ламп салона.

    С 2016года есть два поколения “Прометеев” –  «Прометей-АК» (подороже и более функциональный) и «Прометей 2017» (дешевый, упрощенный, но универсальный по типу выхода). 

    При включении подрулевого переключателя света фар Реле фар «Прометей-АК» разжигает лампу фары в течении 0.2-1.6сек, после этого лампа светит в полную мощность. «Прометей 2017» плавно включает за фиксированную длительность 0.3сек. 

    Реле фар «Прометей» может быть использована как для фар с коммутируемым проводом +12В, это “Прометей-А”, так и с коммутируемым проводом массы, это “Прометей-К”. Входы управления обоих “Прометеев” равнозначны между собой, а по силовому выходу Прометеи разделены для коммутации ламп по плюсу и по минусу, так защита силового выхода работает более эффективно.

    Обратите внимание

    Время розжига несложно программируется выбором из трех градаций (малое, среднее, большое)

    «Прометей 2017» умеет коммутировать лампы и по “плюсу” и по “минусу”, но не имеет защиты по выходу.

    Основные отличия версии 2017года «Прометей 2017»:

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    • коммутация и по “плюсу”  и по “минусу” в одном изделии,
    • уменьшено количество проводов с 6 до 4, нет провода “зажигание” и “массы”, все провода вставляются в колодку заменяемого механического реле, питание устройства – от проводов управления,
    • нет защиты на выходе,
    • нет программирования длительности плавного включения, по умолчанию установлено 0.3сек.
    • Прометей 2017 имеет более совершенную внутреннюю защиту в сравнении с Прометеем 2016.

    Применяемость Реле фар «Прометей-А» и «Прометей-К»

    Реле фар «Прометей» применяется для галогеновых ламп:

    1. Ближнего света фар,
    2. Противотуманных фар,
    3. Габаритных огней,
    4. Дальнего света со временем розжига 0.2сек для возможности «моргания» дальним светом.
    5. Плавный, “красивый” розжиг ламп салона.

    Схемы подключения фар через реле «Прометей-АК»

    Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом “массы”. Если покажет 0В – то “плюсовым” проводом.

    Вариант “Прометей-А” для фар с коммутируемым проводом +12В, имеющих по второму проводу постоянный контакт с массой:

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно? Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

     Вариант “Прометей-К” подключения фар с коммутируемым проводом массы, постоянно подсоединенных вторым проводом к +12В:

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно? Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Схемы подключения фар через реле «Прометей 2017»

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Блокировка включения фар

    Входы управления “Прометеев” равноценны. Для включения фар на одном должно быть напряжение +12В, на другом – масса. Если одно из них отсутствует – фары выключаются. На схемах выше один из входов управления разрывает подрулевой переключатель, а на втором входе постоянно присутствует противоположный потенциал (масса или +12В).

    Читайте также:  Почему нет искры на ваз 2110-инжектор 8 клапанов? несколько возможных причин

    Разрешается и во второй провод врезать разрываемый контакт-выключатель. Тогда  фары будут включены при условии, что оба контакта замкнуты. Таким образом можно организовать вторую блокировку, надо только учитывать, что если подрулевой переключатель коммутирует “массу”, то вторая блокировка может коммутировать “+12В”, и наоборот.

     

    Установка Реле фар «Прометей»

    Все провода (за исключением провода “зажигание” и массы) Реле фар «Прометей» обжаты контактами, которые могут быть вставлены в колодку реле после изъятия штатного реле фар.

    Пример установки Реле фар «Прометей» на Hyundai Solaris.

    Пример функционирования Реле фар «Прометей»

    Паспорт

    • Паспорт   реле фар «Прометей 2017» 2016,2017 года
    • Паспорт   реле фар «Прометей-А» 2015 года
    • Паспорт   реле фар «Прометей-К» 2015 года
    • Паспорт   реле фар «Прометей» 2014года

    Оформить заказ / КУПИТЬ реле фар

    Источник: http://silich.ru/rele-far

    Плавный розжиг автомобильных фар

    По мимо эстетические удовольствия от постепенного загорания фар, схема розжига имеет и практическую ценность для ламп. На лампах не будет резких скачков напряжение что увеличит срок ее службы и защитит от нежелательных выгораний. Для реализации схемы плавного розжига автомобильных фар, самым главным элементом будет полевой транзистор.

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Транзистор надо брать достаточно мощный рассчитанный на токи до 25 А. Естественно транзистор надо будет установить на теплоотвод, греться будет прилично.

    Схему можно использовать и для светодиодных ламп или лент, тогда такого мощного транзистора не надо, однако все равно рассмотрим схему для мощных ламп накаливания, т.к.

    она справедлива в любом случае не зависимо от того какой источник света стоит на нагрузке.

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    При установке номиналов, показанных на схеме время включения/отключения фар будет составлять примерно 3-4 секунды.

    Время задержки задается RC-цепочкой (на схеме резистор номиналом 51 кОм и конденсатор 220 мкФ). С номиналом резистора можете по экспериментировать, выбирая нужное вам время включения и затухания.

    Чем меньше будет номинал резистора, тем быстрее будет происходит заряд/разряд конденсатора.

    • Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?
    • Полевой транзистор использовался марки IRF9540, в качестве биполярного транзистора управляющего включением полевика можно взять S9014 или отечественный аналог КТ3102.
    • Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно? Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Обратите внимания что конденсатор полярный, неправильное полярность, поданная на электролит сразу его, взорвет, будьте аккуратны. Мощности 0,25 Вт хватит для всех резисторов в схеме. Перед установкой в автомобиль обязательно поэкспериментируйте сколько составляет время включения/затухания. При неверной установке номиналов время задержки может растянуться и на пару минут.

    Автор; АКА Касьян

    Источник: https://xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai/plavnyj-rozzhig-avtomobilnyx-far

    Плавное включение фар и габаритных огней автомобиля. Устройство для увеличения срока эксплуатации автомобильных ламп

    Недавно один из наших форумчан, Rus_lan, выложил на форум интересную штуку — устройство для плавного включения фар автомобиля. Штука эта многих сразу же заинтересовала (и меня в том числе), поэтому тему было решено более подробно раскрыть и описать в отдельной статье.

    Итак, если вы автолюбитель, то вам наверняка приходится менять в своём автомобиле различные лампы накаливания: дальний и ближний свет, габаритные огни, поворотники…

    Поскольку наиболее активно в автомобиле используются лампы ближнего света и габаритных огней, то и менять их приходится чаще всего.

    Хорошо известно, что перегорают лампы обычно в момент включения, причём зимой гораздо чаще, чем летом. Почему так происходит?

    Дело в том, что рабочая температура нити лампы накаливания составляет более двух с половиной тысяч градусов цельсия. Именно при такой температуре нить и начинает светиться. До рабочей температуры нить нагревается протекающим по ней током.

    Если нагрев происходит слишком быстро и неравномерно, то температуры соседних участков нити не успевают выравниваться за счёт теплопроводности, между соседними участками создаётся большой перепад температур, расширяются эти участки сильно неравномерно, в результате чего в нити возникают большие механические нагрузки и она рвётся. Похожий эффект можно наблюдать, если плеснуть холодной водой на раскалённый камень. Внешние слои камня при этом резко охлаждаются и сжимаются, в то время, как внутренние ещё остаются горячими и расширенными. В результате, как мы знаем, камень трескается.

    Кроме эффекта, описанного выше, механические нагрузки возникают также из-за магнитного взаимодействия витков спирали, сила которого опять же пропорциональна силе тока.

    Хорошо, ну а при чём же здесь всё-таки момент включения? Всё очень просто.

    Важно

    В момент включения, когда нить холодная, её сопротивление значительно ниже, чем сопротивление в нагретом состоянии, соответственно и протекающий в это время ток значительно больше рабочего тока.

    Следовательно, в момент включения мы имеем максимальную скорость нагрева нити, а также максимальное магнитное взаимодействие витков. Зимой начальная температура, а значит и начальное сопротивление нити, ниже, чем летом, следовательно начальный ток ещё больше.

    Как с этим бороться? Давайте подумаем. Избавиться от неравномерного нагрева нити мы не можем, поскольку он возникает вследствии дефектов самой нити (например, если нить неравномерна по толщине, то более тонкие участки имеют большее сопротивление и нагреваются быстрее и сильнее).

    Однако, мы вполне можем уменьшить скорость нагрева и магнитное взаимодействие между витками спирали. Для этого нужно всего лишь ограничить протекающий через нашу лампочку ток, чтобы он, в то время, пока спираль нагревается, не превышал рабочего значения (или хотя бы превышал его незначительно).

    Именно такое устройство, позволяющее при включении плавно увеличивать ток через лампочку, и предложил Rus_lan.

    Схема:

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Детали:

    1. C1 — конденсатор 47мкФ x 16В
    2. R1 — резистор 68кОм
    3. R2 — резистор 6,8кОм
    4. R3 — резистор 24кОм
    5. T1 — полевой транзистор FDB6670AL
    6. D1 — диод (любой)

    Работает это устройство следующим образом: за счёт резисторов и конденсатора, установленного параллельно затвору полевика, напряжение на затворе транзистора растёт очень медленно, соответственно также медленно этот транзистор и открывается, что, в свою очередь, обеспечивает плавное увеличение напряжения на лампе и тока через неё. Делитель R1R3 задаёт максимальное напряжение на затворе. Резистор R2 дополнительно увеличивает время включения и защищает затвор транзистора, предотвращая любые возможности возникновения резких бросков тока через него.

    Схема выложена в том варианте, в котором Rus_lan выложил её на форум, но лично я бы в ней кое-что изменил.

    Совет

    Дело в том, что электролитические конденсаторы крайне плохо переносят низкие температуры (а у нас, например, зимой морозы -300С и ниже совсем не редкость), поэтому я считаю, что лучше взять какой-нибудь керамический кондёр.

    Понятно, что найти керамику с такой ёмкостью нереально, но в таком случае можно взять конденсатор с ёмкостью поменьше, а уменьшение ёмкости скомпенсировать пропорциональным увеличением резисторов R1, R3.

    • Собранное устройство выглядит вот так:
    • Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?
    • А вот так оно выглядит в работе (в автомобильной фаре):

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    На этом всё, как говорится «ни гвоздя, ни жезла», удачи!

    Источник: https://radiohlam.ru/plavnie_fari/

    Электронное реле с функцией плавного включения света фар на ATtiny13

    01 октября 2014.

    В моём автомобиле, Kia Cerato LD (2008) установлены галогенные фары. Слепить встречных водителей колхозно установленным “ксеноном” у меня нет никакого желания, но белый свет фар, мне кажется, куда приятнее для глаз, чем утомляющая желтизна “обычной” лампы.

    Я предпочитаю галогенные лампы Philips CrystalVision, которые дают световой пучок белого цвета по остальным параметром такой же как у “обычной” лампы – то есть встречные водители не ослепляются при правильной настройке фары.

    За такой комфорт приходится платить: мало того что они значительно дороже обычных фар, так ещё и ресурс у них не очень велик. Я заметил что момент перегорания обычно совпадает с моментом включения фар.

    И действительно: наибольшая нагрузка на нить выпадает на тот момент, когда от уличной температуры ей за доли секунды приходится нагреться до нескольких тысяч градусов.

    Сопротивление нити лампы зависит от её температуры.

    Так, сопротивление холодной нити может быть в 12-13 раз ниже, чем в рабочем режиме, соответственно, в момент включения через холодную лампу протекает ток в 12-13 раз больше номинального, что также влечёт увеличение рассеиваемой мощности.

    Этот момент и становится губительным для лампы. Что, если замедлить нагрев нити? – подумал я. Если растянуть момент нагрева нити на несколько секунд, возможно, это увеличит срок её службы?

    Идея плавного включения света не нова: при помощи мощного полевого транзистора и широтно-импульсного модулятора такаю задача реализовывалась не раз, и в интернете найдётся с десяток различных вариантов схем.

    Обратите внимание

    Всех их объединят то, что они требуют доработок проводки самого автомобиля. А вот возможно ли собрать такую схему в корпусе штатного реле? Тогда вся установка на автомобиль заключалась бы в простой замене реле, без необходимости ворошить внутренности автомобиля.

    Задачка показалась мне интересной и вот он готовый проект…

    Требования к схеме

    Немного поразмыслив над тем, как это будет выглядеть в эксплуатации, составил для себя такие требования, которым должна удовлетворять схема:

    1) Потреблять как можно меньший ток, когда зажигание выключено. Хотя потребление в районе 5-7 миллиампер, которые требуются для питания стабилизатора и микроконтроллера, было бы приемлемым, хочется минимизировать ток утечки.

    2) Обеспечивать плавный, в течение 10-12 секунд, нагрев нитей ламп при первом включении. Когда машина только заведена нить должна нагреваться плавно.

    3) Если зажигание не выключалось, то после повторного включения ближнего света более быстрый, в течение 0,5 секунд выход на уровень 80% и затем, в течение секунды выход на уровень 100%.

    Так как используются лампы H4, то есть совмещающие нити ближнего и дальнего света в одной колбе, при включении или мигании дальним светом, ближний свет отключается. После выключения дальнего света фары остаются достаточно горячими и быстрый накал не сильно сказывается на их работе.

    Читайте также:  Какую машину лучше купить за 300000 руб.? бюджетные варианты комфортной езды

    В то же время ждать несколько секунд, пока они разгорятся, как при первом старте – неприемлемо: в условиях дорожного движения дорога должна быть освещена.

    4) При включенном зажигании и отключении ближнего света в течение 0,5 секунды удерживать уровень 50%. Это позволит не охлаждать нить во время кратких миганий дальним светом.

    Важно

    Схема включения штатного реле

    Схема довольно проста: выключатель с одной стороны, зажигание с другой – управляют обмоткой реле. То есть отключение света происходит как при повороте выключателя, так и при выключении зажигания.

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Выключатель – единственный источник постоянного “минуса” на этой схеме. Но по вышеизложенным требованиям после выключения, схема должна “помнить”, что зажигание не выключалась, чтобы быстро вернуть ближний свет, когда он понадобиться. Мало того! Схема должна поддерживать нити в полнакала, после того как выключатель ближнего света отключен.

    Однако, источником “минуса” могут являться сами фары, чьё сопротивление достаточно мало. Решением является использование паразитного питания через цепь фар.

    Если установить конденсатор достаточной ёмкости, чтобы он смог удерживать питание управляющего микроконтроллера, пока тот переключается на режим широтно-импульсной модуляции (ШИМ), то он сможет подзаряжаться в моменты, когда ключ разомкнут.

    • Схема электронного реле
    • В итоге родилась такая схема:
    • Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?
    • Описание электронной части
    • Реле подключено к электрике автомобиля, как показано на рисунке.

    Основной силовой элемент – это полевой МОП транзистор с p-каналом VT4.

    Главное требование к нему – обеспечить коммутацию постоянного тока не менее 12Ампер, при этом выдерживать импульсный ток до 150 Ампер; он должен обладать низким сопротивлением исток-сток в открытом состоянии, но при этом умеренной входной ёмкостью, и открываться при напряжении исток-затвор 5Вольт.

    В качестве такового выбран IRF9310, он рассчитан на напряжение сток-исток до 30В и ток до 20А (до 16А при температуре 70 градусов), импульсный ток до 160 Ампер. При напряжении исток-затвор 4,5 Вольта обеспечивает сопротивление исток-сток не более 6,8мОм, входная ёмкость 5,2нФ.

    Управляет им микроконтроллер ATtiny13A, работающий на частоте 1,2МГц, потребляющий в таком режиме ток менее миллиампера. Его силовые драйверы способны принимать и выдавать ток до 40мА, чего вполне достаточно для управления затвором силового транзистора.

    ШИМ выход микроконтроллера, работающий на частоте 2,35кГц, подключен к затвору транзистора через резистор R11 130 Ом, который, с учётом сопротивления затвора, а также падения напряжения под нагрузкой на выводе микроконтроллера, ограничивает ток на уровне 33-35мА.

    Быстрое закрытие транзистора также обеспечивается разрядом затвора через вывод микроконтроллера, но, когда схема отключена, резистор R12 20килоОм держит транзистор закрытым.

    Питание осуществляется через линейный стабилизатор 79L05 отрицательного напряжения -5В рассчитанный на нагрузку до 100мА. В данной схеме он является основным потребителем тока: ток покоя в нём может достигать 6 мА. Пульсации тока, вызванные моментами заряда затвора транзистора сглаживает керамический конденсатор C2, ёмкостью от 2,2 мкФ (можно использовать и 1 мкФ).

    Единственный постоянный минусовой провод подходит через выключатель ближнего света. Схема должна и после выключения ближнего света продолжать работать в “полнакала”, а также активно отслеживать – не выключалось ли зажигание. Решением для этого является использование паразитного питания через сами лампы.

    Совет

    В момент, когда МОП-транзистор VT4 закрыт, через фары и диод VD3 заряжается конденсатор C1, обеспечивающий питание схемы как минимум в течение 10мс. В схеме используется танталовый электролитический конденсатор 22мкФ, но схема будет работать и при использовании конденсатора 10 мкФ. Конденсатор должен быть рассчитан на напряжение не менее 35 Вольт.

    Резистор R4 51 Ом ограничивает ток в цепи, когда конденсатор разряжен.

    Когда выключатель ближнего света включен, схема запитывается через него и диод VD4, дополнительный резистор R6 51 Ом также призван ограничить ток заряда конденсатора, идущий через замыкающиеся контакты выключателя ближнего света. В качестве диодов выбраны BAS321, рассчитанные на постоянный ток 250мА, импульсный (в течение 10мс) ток до 1,7А, с напряжением пробоя 200 Вольт.

    Транзистор VT1 отключает схему от питания, когда зажигание выключено. В качестве него выбран n-канальный МОП транзистор IRLML0030, рассчитанный на ток до 5 Ампер и допускающий напряжение между затвором и истоком до 20 Вольт. Вместо него может быть использован и другой транзистор, рассчитанный на ток до 1 Ампера.

    При появлении напряжения на линии зажигания, на затворе транзистора через диод VD1 и резистор R1, а также фары, диод VD3 и резистор R4 20кОм поступает ток, который заряжает затвор и открывает транзистор. Когда напряжение на линии зажигания пропадает, затвор разряжается через резистор R3 50кОм.

    Если в то время, когда зажигание включено и силовой транзистор VT4 открыт, размыкается выключатель ближнего света, то заряд конденсатора C1 через диод, встроенный в сам транзистор V1, продолжает удерживать разницу потенциалов между затвором и истоком транзистора, тем самым не давая ему закрыться, пока микроконтроллер не перейдёт в импульсный режим, что позволит конденсатору подзарядиться через фары.

    Одновременно с этим, вход от зажигания через диод VD2 и резистор R2 10кОм, открывает n-канальный МОП транзистор VT2. Он замыкает вывод PB4 микроконтроллера на “землю” микроконтроллера. К линии питания этот вывод подтягивается через встроенный в микроконтроллер подтягивающий резистор (порядка 40 кОм).

    Ток, проходящий через транзистор VT2 достаточно невелик, порядка 125мкА, но, так как его исток подключен на линию -5В, то важным параметром для его выбора должно являться небольшое пороговое напряжение затвора. Выбор пал на 2N7002 чьё пороговое напряжение не превышает 2,5 В.

    С учётом того, что между выводами 85 и 30 реле уже может существовать небольшая разница потенциалов, резистор R2 и диод VD2 выбраны так, чтобы минимизировать падение напряжения. В качестве диода используется всё тот же BAS321, при небольших токах падение напряжения на нём составляет порядка 0,7 Вольт.

    Обратите внимание

    Когда зажигание отключается, затвор транзистора VT2 разряжается через резистор R5 50 кОм, напряжение на выводе PB4 повышается через встроенный подтягивающий резистор, тем самым микроконтроллер оповещается о выключении зажигания.

    За те несколько миллисекунд, которые обеспечивает конденсатор C1, микроконтроллер успевает разрядить затвор силового транзистора VT4 и перейти в режим ожидания.

    Резистор R7 20кОм притягивает вход PB3 микроконтроллера к линии -5В, удерживая тем самым низкий логический уровень на входе.

    При включении ближнего света через резистор R9 20кОм заряжается затвор p-канального МОП транзистора VT3, в качестве которого выбран IRLML5103, который притягивает вывод PB3 к линии питания и устанавливает высокий логический уровень.

    При отключении ближнего света, затвор транзистора VT3 разряжается через резистор R10 50кОм, и на входе PB3 микроконтроллера посредством резистора R7 устанавливается низкий логический уровень, оповещая микроконтроллер, что выключатель фар отключен.

    В этот момент, если силовой транзистор VT4 открыт, то конденсатор C1 не заряжается, но его заряда хватает, чтобы микроконтроллер успел переключиться в ШИМ-управление силовым транзистором, тем самым давая возможность, подзарядиться конденсатору через фары.

    Микроконтроллеры AVR обладают встроенным подтягивающий резистором на ножке сброса. Но, чтобы обеспечить стабильность работы в условиях возможных помех, в схему добавлен дополнительный подтягивающий резистор R8 5,1кОм.

    Режимы работы

    Итак, как ведёт себя схема при разных режимах?

    Зажигание и свет выключены. Транзисторы VT4 и VT1 закрыты. За исключением токов утечки в транзисторах, в пределах нескольких микроампер, ток не течёт.

    Важно

    Включено зажигание. Через диод VD1 и резистор R1, резистор R4 и диод VD3, открывается транзистор VT1, конденсатор C1 заряжается, включается стабилизатор 79L05, подаётся питание на микроконтроллер. Через диод VD2, резистор R2 открывается транзистор VT2, который сажает вход PB4 микроконтроллера на “землю”, чем оповещает что зажигание включено. Микроконтроллер ожидает включение света фар.

    Включен ближний свет. Через резистор R9 открывается транзистор VT3, и сажает вход PB3 микроконтроллера на линию питания, чем оповещает его о включении света фар. Конденсатор поддерживается заряженным через диод VD4. Контроллер управляет силовым транзистором VT4.

    Ближний свет выключен. Транзистор VT3 закрывается резистором R10 и микроконтроллер включает режим ШИМ для управления силовым транзистором. В промежутках, когда транзистор VT4 закрыт, конденсатор C1 подзаряжается через фары и диод VD3. В моменты когда VT4 открыт, VT1 удерживается открытым т.к. присутствующий заряд на C1 попадает на исток транзистора VT1 через встроенный диод.

    Выключено зажигание. Транзистор VT2 закрывается через резистор R5, через встроенный в микроконтроллер подтягивающий резистор на входе PB4 появляется высокий уровень, обнаружив который микроконтроллер закрывает VT4 и переходит в ждущий режим.

    1. Одновременно через резистор R3 закрывается транзистор VT1, отключая конденсатор от фар и выключателя света.
    2. Зажигание выключено, но переключатель ближнего света включен. В этом случае транзисторы VT1 и VT4 также закрыты, но через резисторы R9 и R10 утекает дополнительно 170 микроампер (при напряжении 12 Вольт)
    3. Отвод тепла

    Спецификация на силовой транзистор IRF9310 говорит, что при напряжении затвор-исток -4,5Вольта, сопротивление исток-сток составит максимум 6,8 мОм. Из расчёта с запасом, что фары потребляют 11А, мощность, рассеиваемая на транзисторе составит максимум 0,822 ватта. То есть корпус нагреется на 16,5 градусов, относительно ножек.

    Задача состоит в эффективном отводе тепла от места пайки транзистора. Спецификация указывает, что даже при пайке на 1 квадратный дюйм (квадрат 25,4 х 25,4мм) меди, толщиной 35мкм повышение температуры составит 50 градусов на ватт, т.е. 41 градус в нашем случае.

    Читайте также:  Что такое клиренс в автомобиле - разъясняем на пальцах

    Хотя в малом корпусе реле не удастся разместить такую площадку для охлаждения, однако отводить тепло можно наружу через ножку реле, припаяв сток транзистора как можно ближе к месту крепления ножки.

    Эксперимент при комнатной температуре показал, что, хотя транзистор и нагревается, несколько секунд удержать палец на нём можно. То есть его температура около 55-60 градусов, что на 30-35 градусов больше комнатной. Уровень вполне приемлемый.

    Алгоритм работы

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    • Медленный разогрев
    • Если зажигание было выключено, то при первом включении света фар происходит медленный разогрев:
    • – в течение 3х секунд коэффициент заполнения ШИМ плавно нарастает до 30%;- затем, в течение 2х секунд остаётся на том же самом уровне, давая возможность лампам плавно набрать температуру;- затем, в течение 3х секунд повышается до 80%, давая уже приемлемый уровень освещения;
    • – и, наконец, в течение 4х секунд доводится до 100%.

    Источник: https://radioparty.ru/device-avr/538-elektronnoe-rele-s-funktsiej-plavnogo-vklyucheniya-sveta-far-na-attiny13

    Радиосхемы. – Плавное включение дальнего света фар

    материалы в категории

    В ночное время, при разъезде двух автомобилей, переключение дальнего света фар своей машины на ближний в первый момент водитель воспринимает, как резкое уменьшение освещенности дороги, что заставляет его напрягать зрение и ведет к быстрому утомлению. Встречным водителям также труднее ориентироваться в обстановке при резких перепадах яркости света спереди. Это в конечном счете снижает безопасность движении.

    Заметно уменьшить утомляемость водителя при ночной езде может плавное (в течение 3…4 с) выключение дальнего света при переключении его на ближний.

    Промышленность выпускает предназначенный для этой цели прибор ПДБ-1, однако он имеет большие габариты и массу, рассеивает значительную мощность и не может быть использован на автомобилях с галогенными лампами и четырехфарной системой освещения (подробнее об этом см. в статье “Без потери видимости”, – За рулем, 1983, № 10, с. 30).

    Совет

    Кроме этого плавное включение фар помогает увеличить срок службы и самих электролампочек: как известно спираль лампы накаливания имеет малое сопротивление в холодном виде и, соответственно, при включении лампы будет наблюдаться большой бросок тока.Именно поэтому большинство электролампочек и перегорает именно в момент включения

    Схема устройства плавного включения фар на рисунке ниже:

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Временные диаграммы напряжения, поясняющие работу автомата, представлены на рис. 2

    Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

    Генератор на операционном усилителе DA1.1 вырабатывает напряжение треугольной формы с частотой 150… 200 Гц (график 1 на рис. 2), которое поступает на неинвертирующий вход ОУ DA1.2.

    Пока включен дальний свет (в положении ножного переключателя света SA2, показанном на схеме), конденсатор С2 разряжен через резистор R7, диод VD3 и нить ближнего света лампы EL1 (на схеме показана одна лампа из двух) и напряжение на выходе ОУ DA1.2 около 10,5 В.

    Транзистор VT1 в это время открыт, а транзисторы VT2, VT3 выключены, так как коллектор и эмиттер транзистора VT3 замкнуты контактами переключателя SA2.

    После переключения дальнего света на ближний спирали дальнего света остаются включенными через открывшиеся транзисторы VT2 и VT3. Конденсатор С2 начинает заряжаться (график 2 на рис. 2) через резисторы R7 и R9. На инвертирующем входе ОУ DA1.

    2 появляется увеличивающееся напряжение, а на выходе – прямоугольные импульсы с постоянной частотой и увеличивающейся скважностью (график 3). Они соответствующим образом переключают транзисторы VT1–VT3.

    и действующее значение напряжения на нитях ламп дальнего света плавно уменьшается до нуля.

    При переключении света с ближнего на дальний конденсатор С2 быстро разряжается через цепь R7VD3. Диоды VD1, VD2 и резистор R6 служат для ограничения напряжения между входами ОУ DA1.

    2; стабистор VD4 и резисторы RIO, R12 – для надежного закрывания транзисторов. Подстроечный резистор R9 позволяет регулировать время погасания дальнего света в пределах от 1 до 4…5 с.

    Устройство можно выключить тумблером SA1.

    Описываемое устройство подключают параллельно ножному переключателю света так, как показано на рис. 1. Сечение соединительных проводов не менее 1.5 мм3.

    В устройстве использованы резисторы ОМЛТ и СПЗ-16 (R9), конденсаторы КМ-5 и К50-6 (С2). Транзистор ГТ806А можно заменить на любой другой из этой серии или на ГТ701А. Если потребляемый спиралями дальнего света ток не превышает 10 А (двухфарные автомобили с обычными лампами), то вместо ГТ806А могут быть использованы транзисторы П210А, ГТ810А.

    Обратите внимание

    Вместо транзистора КТ816Б подойдут КТ816В, КТ816Г или ГТ905, ГТ906 с любым буквенным индексом; вместо КТ815Б – КТ815В, КТ815Г. КТ817Б, КТ817В. КТ817Г, КТ801Б. Стабистор КС119А можно заменить тремя последовательно соединенными диодами КД102А или Д220, Д223, КД522А.

    Заменять микросхему К157УД2 нежелательно, так как она способна работать в широком интервале питающего напряжения.

    Все детали, кроме тумблера SA1, размешены на плате из стеклотекстолита размерами 110×65х2 мм. Монтаж выполнен с использованием луженых латунных втулок, развальцованных в отверстиях платы. Транзисторы VT2, VT3 установлены на теплоотвод с площадью поверхности не менее 40 см . Собранное устройство закрепляют под приборной панелью слева от рулевой колонки.

    Сразу после переключения света яркость дальнего света скачком незначительно уменьшается из-за того. что нити ламп оказываются включенными через сопротивление открытого транзистора VT3, а затем лампы плавно гаснут.

    Устройство можно применить и на автомобилях с напряжением бортовой сети 24 В. Для этого необходимо последовательно с резистором R11 включить резистор ОМЛТ-2 сопротивлением 120 Ом. заменить стабистор КС119А на стабилитрон Д814Г и использовать конденсатор С2 на напряжение 50 В. Устройство было испытано на автомобиле ГАЗ-24 и показало хорошие результаты.

    Источник: сайт Паяльник

    Обсудить на форуме

    Источник: http://radio-uchebnik.ru/shem/15-avto-moto-velo-elektronika/61-plavnoe-vklyuchenie-dalnego-sveta-far

    Делаем плавное включение и выключение фар

    Может, вы тоже замечали, как на некоторых машинах свет плавно включается, а затем выключается? Возникает ощущение, что он как будто набирается сил и мощи Такой же эффект можно заметить и в театре; правда, там для этого используется реостат, который распределяет напряжение между лампами.

    Важно

    Именно поэтому они не сразу гаснут, а плавно Точно также свет постепенно и включается, чтобы после спектакля не ослепить зрителей. 

    Давайте посмотрим, можно или такой же эффект применить к фарам «десятых» моделей.

    Может, вы тоже замечали, как на некоторых машинах свет плавно включается, а затем выключается? Возникает ощущение, что он как будто набирается сил и мощи. Такой же эффект можно заметить и в театре; правда, там для этого используется реостат, который распределяет напряжение между лампами.

    Важно

    Именно поэтому они не сразу гаснут, а плавно Точно также свет постепенно и включается, чтобы после спектакля не ослепить зрителей. 

    Давайте посмотрим, можно или такой же эффект применить к фарам «десятых» моделей. Если использовать специальную систему, это вполне реально. 

    Но что нам даст подобная опия? Прежде всего, ресурс «галогенок» будет значительно повышен. Свет при включении фар не будет резким и не станет слепить встречных водителей, пешеходов, преходящих дорогу, пробегающих животных, поскольку при медленном включении глаз быстрее адаптируется к источнику света. Ну и, наконец, это на самом деле красиво и невольно сразу привлекает к себе внимание. 

    Ресурс ламп увеличивается за счет того, что при включении на спираль подается меньшее напряжение. Если способ включения обычный, тогда напряжение подается большее, чем положено по ГОСТу, и спираль лампы перегорает и обрывается. Кстати, у себя дома вы тоже наверняка замечали, что лампы перегорают именно при включении. Причина – все та же. 

    Для доработки нам потребляются реле в 12В для каждой из ламп. Такие реле можно найти в автомобильной телефонной зарядке.

     Еще нам будут нужны сопротивления номиналом от 01 до 0,5 Ом Резисторы нужно подобрать под конкретное реле так, чтобы оно сработало, когда значение тока максимальное Сопротивления должны иметь высокую мощность, примерно до 5Вт и керамическую основу, поскольку в цепи активность тока высокая, и резисторы могут просто выйти из строя.   

    Теперь приступаем к монтажу системы. У нас имеется немало места, где приспособление может быть установлено, – например, реле можно вмонтировать в корпус кузова недалеко от передних фар. Резисторы паяем на провода лампочек, провода с сопротивлениями пропускаем через реле и отводим контакты для питания.  

    Напряжение, подаваемое на систему, будет неизменным – 12В. Выходной и входной провода соединяем, используя штатные контакты питания фар Теперь нашу конструкцию нужно соединить с «минусом». После того, как все подключили, проверяем работоспособность схемы. 

    Если убедились, что все нормально работает, делаем защитный кожух для реле Он может быть из какого угодно материала – все зависит от вашей фантазии и подручных материалов. В нашем примере использована пластмассовая коробочка из-под детских счетных палочек, которые используют в младших классах.  

    Совет

    По краям кожуха делаем отверстия, через которые выводим провода, вставляем внутрь реле, крепим коробку на кузов. Щели в отверстиях заливаем герметиком, после чего кожух станет полностью водонепроницаемым. 

    На этом работы можно считать оконченными. Осталось только клемму «минус» снова накинуть на аккумулятор и еще раз проверить систему. 

    Как мы увидели, подобный девайс на самом деле сделать несложно Свет будет включаться плавно, не ослепляя других участников дорожного движения (см. видео). Подключение выполняем по приведенной схеме. 

    Реле задержки включениявыключения света. ..

    Источник: http://vintasik.info/vaz/delaem-plavnoe-vkljuchenie-i-vykljuchenie-far.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector