Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. стоит ли рассматривать этот способ?

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

  • Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • Подача горючего в дизельном двигателе производится с помощью форсунок, которые гарантируют экономичность и эффективность распыления топливной смеси в полость цилиндров двигателя.
  • Если с умом подойти к обслуживанию топливной системы, срок службы дизельных форсунок может достигнуть многих лет.
  • Но на практике все-таки случаются ситуации, которые сокращают ресурс «распылителя» и создают множество проблем для автовладельцев.
  • Периодическая промывка топливной системы дизельного мотора позволяет продлить срок службы дорогостоящих узлов и избежать проблем в эксплуатации.

Игнорирование этой работы приводит к тому, что со временем машина начинает «тупить», увеличивается расход горючего, пропадает динамика. Причина здесь только одна — загрязнение топливной системы двигателя.

Многие автовладельцы откладывают процесс промывки, считая его затратным и сложным. По статистике половина водителей никогда не делали эту работу.

Дважды или трижды топливную систему чистили 15-20% опрошенных и только 9-10% хозяев дизельных авто делают это ежегодно. Ниже рассмотрим, в чем особенности работы, и можно ли ее сделать самостоятельно.

Зачем чистить топливную систему дизеля?

Чтобы найти качественное дизтопливо на АЗС в России и странах СНГ придется здорово потрудиться. При заправке на неизвестной станции можно попасть на солярку низкого качества, с содержанием большого числа «лишних» примесей.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

После нескольких таких заправок топливная система забивается посторонними элементами. Нельзя быть уверенным в качестве и при покупке дизтоплива у частных дельцов.

  1. Игнорирование неисправности несет риск для топливной системы, которая однажды может выйти из строя.
  2. Итог — необходимость дорогостоящих затрат на ремонт или замену вышедших из строя элементов.
  3. Примеси, которые находятся в топливе, подаются к форсункам, обеспечивающим качественное распыление горючей смеси в камере сгорания.
  4. Наличие «мусора» в горючем приводит к засорению тонких отверстий и снижению эффективности работы топливной системы дизельного двигателя.
  5. В результате мотор функционирует неравномерно и ухудшается его динамика из-за попадания в двигатель малого количества топлива.

Бездействие автовладельца приводит к росту «прожорливости» машины, увеличению шумности, снижению мощности и прочим проблемам. Опытный автовладелец сразу диагностирует неисправность и принимает решение по ее устранению.

Здесь имеется два пути:

  • Самостоятельная промывка топливной системы.
  • Обращение к профессионалам.

В первом случае автовладелец должен иметь опыт работы, необходимый инструмент и оборудование. Кроме того, в процессе очистки может потребоваться замена топливного фильтра.

Если необходимый пакет знаний отсутствует, можно пойти другим путем — отогнать машину на СТО и доверить ее восстановление опытным мастерам.

Промывка топливной системы дизеля своими руками

Появление первых симптомов загрязнения форсунок требует от автовладельца не только диагностики неисправности, но и проведения комплекса мероприятий по промывке топливной системы.

От своевременности выполнения этой работы зависят будущие расходы автовладельца. Хроническое загрязнение приводит к поломке дорогостоящих деталей и необходимости их замены.

Самостоятельная очистка топливной системы дизельного двигателя чаще всего производится с применением специальных присадок, которые добавляются в топливный бак, смешиваются с горючим и обеспечивают качественную очистку от различного «мусора».

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

  • После применения присадки можно использовать автомобиль в обычном режиме, будучи уверенным в эффективном действии изделия.
  • Промывочный состав смешивается с горючим, проходит весь путь по топливной системе дизеля, подается к форсункам и в цилиндры, где сгорает под действием давления.
  • Для получения результата желательно отдавать предпочтение изделиям известных брендов.
  • Экономия в этом вопросе может привести к отсутствию результатов или еще большому загрязнению системы.
  • Специалисты отмечают, что такой способ малоэффективен, ведь убрать 100% загрязнений не получится.
  • Но с определенным процентом «мусора» присадка справляется, устраняя главные признаки неисправности — рост расхода топлива, уменьшение динамики и падение мощности двигателя.

Хороший результат дает регулярное применение присадок, выполняющих профилактическую функцию. В результате топливная система длительное время сохраняется чистой, а в ее промывке на СТО нет необходимости.

Если автовладелец длительное время не обслуживал систему, убрать стойкие загрязнения вряд ли получится. В такой ситуации лучше обратиться на сервис, где очистка производится с помощью специального оборудования.

Нельзя не отметить еще ряд способов промывки форсунок дизеля. Один из них — демонтаж изделий для их прямой очистки посредством имитации работы.

Обратите внимание

Такой вариант подходит для двигателей старого образца, но в случае с новыми дизельными моторами он опасен. Главный риск заключается в сложности демонтажа форсунки. Даже если последнюю и получится снять, остается высокий риск повреждения устройства.

  1. В итоге придется покупать новую деталь, стоимость которой в несколько раз перекроет экономию самостоятельной замены.
  2. Существует еще один вариант очистки — применение промывочной жидкости.
  3. Ниже рассмотрим принцип выполнения работы на примере состава от производителя Wynns.
  4. Алгоритм действий:
  • Берите пару бензиностойких шлангов, имеющих длину 70-80 см. Диаметр одной трубки должен быть 0,8 см, а второй — 1,0 см. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • Снимите родные трубки с ТНВД и наденьте на их места приобретенные изделия. Вторые края шлангов поставьте в емкость с залитым в нее средством. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • На более толстую трубку, которая подает жидкость в ТНВД, поставьте стандартный фильтр с Жигулей. При этом будьте внимательны — шланг должен доставать до дна емкости, чтобы исключить захват воздуха. При этом сама бутылка должна закрепляться под капотом. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • Заведите двигатель и оставьте его поработать в течение 15 минут на ХХ. После этого несколько раз нажмите на педаль акселератора, выждите еще 3-4 минуты и глушите мотор.
  • Подождите 15-20 минут, пока жидкость полностью не остынет, а отложения не отстанут от поверхности.
  • Проводите рассмотренные выше процедуры до момента, пока не кончится состав для промывки.

Внимательно следите за наличием смеси. Нельзя допустить, чтобы дизельный мотор заглох из-за нехватки жидкости. На многих современных авто во внутренней части ТНВД установлена электроника, охлаждаемая топливом.

В случае дефицита промывочной жидкости или горючего она может пострадать. Чтобы оптимизировать промывку, можно сделать специальный змеевик и опустить его в ведро для обеспечения качественного охлаждения жидкости. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

После выработки состава верните топливные трубки на прежние места и заведите мотор. Как только работа дизельного двигателя нормализуется, глушите его.

Работа по самостоятельной промывке топливной системы завершена, а автомобиль готов к эксплуатации.

Будьте осторожны и помните об опасности рабочей жидкости. Она помогает отмыть руки, но после ее применения желательно обдать кожу чистой водой и смазать кремом.

Если ТНВД машины сильно загрязнен, рекомендуется взять две банки с жидкостью, после чего действовать по описанном выше алгоритму. Выработайте содержимое банки до конца, чтобы мотор не заглох.

После этого глушите дизельный двигатель, и на следующий день выполняйте ту же манипуляцию, но уже с применением второй банки.

По завершении работы остается все вернуть на место.

Промывка топливной системы дизеля на СТО

Как отмечалось выше, сильное загрязнение требует применения специальной аппаратуры, которая имеется только на специализированных СТО.

Сегодня наиболее востребовано два типа очистки форсунок:

  • Ультразвук. В этом случае применяются возможности ультразвуковой волны. Перед началом работ форсунки снимаются с двигателя, после чего кладутся в специальный состав. Благодаря применению специальной жидкости, удается оптимизировать процесс распространения УЗ волн и улучшить результаты.Принцип действия заключается в действии вибраций, которые распространяются в растворе и заставляют отложения «отлипать» от стенок, параллельно разрушая их. Преимущество способа в том, что целостность системы распыления и подачи горючего остается нетронутой. Действие ультразвука постепенно способствует отслаиванию грязи и ее растворению. Для большей эффективности процедура должна повторяться раз в три года. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • Промывка на стенде. Не менее эффективный способ — применение промывочного оборудования, позволяющего очистить форсунки без их снятия с автомобиля. Преимущества этого варианта заключается в высокой скорости, удобстве и безопасности для двигателя. При выполнении работы топливная система дизеля отключается от мотора, а к освобожденным патрубкам подключается установка с чистящим составом. После подключения двигатель запускается, а промывочная жидкость начинает циркулировать по системе, убирая накопившиеся отложения и грязь.Вся процедура промывки топливной системы занимает не более получаса. Если дизельный двигатель длительное время не чистился, процедуру желательно повторить дважды. Этот способ рекомендуется применять при серьезном загрязнении, когда чистка своими руками уже не дает ожидаемого результата. Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

Обзор средств для промывки топливной системы двигателя

  • Как отмечалось выше, при самостоятельном выполнении работ используются специальные средства, обеспечивающие быстрое и эффективное расщепление имеющихся отложений.
  • Главное — не экономить на покупке и отдавать предпочтение изделиям проверенных брендов.
  • Несмотря на критику со стороны специалистов, этот способ имеет право на существование.
  • К наиболее востребованным изделиям стоит отнести:
  • Ликви Моли (Liqui Moly) Systempflege Diesel.
  • Специальная присадка, в составе которой содержатся смазывающие и прочие компоненты.
  • Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?
  • Добавка предназначена для применения в новых дизельных двигателях, где используется система впрыска Common Rail, а также насос-форсунка.
  • Кроме того, допускается использование средства Ликви Моли для малосернистого топлива, обеспечивающего защиту от износа.
  • Преимущества присадки заключаются в отличных защитных, диспергирующих и очищающих свойствах.
  • Регулярное применение присадки обеспечивает надежную работу форсунок за счет улучшения зажигания горючего в момент холодного пуска, а также, благодаря снижению токсичности выхлопа.
  • Характеристики:
  • Повышение смазывающих свойств дизельного топлива с небольшим содержанием серы;
  • Поддержание форсунок в чистоте;
  • Предотвращение образования отложений в топливной системе;
  • Уменьшение расхода топлива;
  • Повышение цетанового числа дизтоплива и обеспечение равномерного сгорания;
  • Наличие в составе антикоррозийных и антиокислительных присадок;
  • Отсутствие негативного влияния на катализаторы.

К основным техническим данным Ликви Моли (Liqui Moly) Systempflege Diesel стоит отнести желто-коричневый цвет, температуру замерзания 36 градусов мороза и температуру вспышки 62 градуса Цельсия.

Применяется для решения следующих задач:

  • Подержание в чистоте топливной системы дизелей с Common-Rail или насос-форсункой;
  • Профилактика — раз в 2000 км пути;
  • Улучшение воспламеняемости. Оптимальная дозировка — 1 к 300. Одной банки на 0,25 литров хватает на 75 л горючего.
  • При консервации мотора добавляется 1% присадки к объему топлива для дизеля. Рекомендуется придерживаться предписаний производителей;
  • Добавление присадки в топливо на регулярной основе.

Wynn Diesel System Purge.

Специальная промывочная жидкость, позволяющая очистить топливную систему самостоятельно, без посещения СТО. Состав продается в литровой емкости.

Основные свойства:

  • Улучшение холодного старта;
  • Нормализация компрессии в цилиндрах;
  • Снижение детонационных стуков;
  • Улучшение зажигания топлива;
  • Восстановление нормальной работы форсунок, что приводит к повышению эффективности мотора и улучшению качества сгорания горючего;
  • Восстановление нормального холостого хода и устранение провалов при разгоне машины;
  • Уменьшение расхода горючего и объема вредных выхлопов;
  • Повышение эффективности работы сажевого фильтра;
  • Безопасность для катализаторов;
  • Улучшение качества работы системы рециркуляции ОГ.
Читайте также:  Маркировка фар под ксенон. рассматриваем обозначения

Средство Nekker.

Присадка, предназначенная для очистки форсунок дизельного мотора. Она проста в применении, безопасна и отличается высокой эффективностью.

Для применения средства достаточно залить его в бак емкостью 50-55 литров. Если емкость бака больше, то нужно использовать два флакона.

  1. Регулярное использование состава способствует уменьшению дымности двигателя, снижению расхода горючего и предотвращению загрязнения топливной системы.
  2. Промывка с применением этого средства рекомендуется для автомобилей с пробегом более 100000 км, с интервалом не реже одного раза в год.
  3. Существует альтернативных очиститель для всей топливной системы дизельного двигателя.
  4. Эдиал.

Еще одна промывка для форсунок, которая удобна и эффективна в эксплуатации. Достаточно 50 мл состава на 50-литровый бак, после чего присадка начинает работать.

Применение средства помогает избавиться от имеющихся загрязнений в сжатый срок.

Кроме очистки, Эдила улучшает работу дизельного двигателя. Рекомендуемая периодичность применения — раз в год.

Средство Speed Diesel Zusatz.

Специальное средство, поддерживающее топливную систему дизеля в чистоте. Смешивание состава производится из расчета 25 мл на 10 л горючего.

Состав отличается высокой эффективностью и безопасностью применения. Кроме удаления загрязнений, очиститель гарантирует надежную защиту от коррозии.

Плюсы и минусы промывки топливной системы

  • Преимущества и недостатки очистки форсунок зависят от применяемой методики.
  • Упрощенный способ (с помощью присадок).
  • Плюсы:
  • Низкая цена;
  • Неплохой эффект;
  • Защита от загрязнений при профилактическом применении;
  • Очистка всей топливной системы.

Минусы:

  • При сильном загрязнении такая очистка может сделать только хуже, ведь отслоившаяся грязь забивает элементы системы;
  • Нет возможности проконтролировать качество выполненной работы.

Очистка с помощью промывочного оборудования на СТО.

Плюсы:

  • Высокая скорость работ;
  • Чистка камеры сгорания и штоков впускных клапанов.

Минусы:

  • Снижение компрессии;
  • Сложность контроля качества выполненной работы (возможно только по косвенным критериям).

Промывка со снятием форсунок.

Плюсы:

  • Гарантия качества;
  • Возможность удаления любого загрязнения;
  • Шанс выявить дефектные форсунки.

Недостатки:

  • Высокая цена стенда;
  • Сложность снятия форсунок.

Применение ультразвуковой очистки.

Плюсы:

  • Высокая эффективность работы;
  • Легкость очистки.

Минусы:

  • Высокая цена оборудования;
  • Риск повреждения форсунки при наличии ошибок в очистке.
  1. Регулярная промывка топливной системы позволяет сохранить дорогостоящие узлы дизельного авто в идеальном состоянии, избежав многих дополнительных затрат и проблем в будущем.
  2. Если у вас новый автомобиль, то рекомендуем чистку топливной системы дизельного автомобиля проводить через каждые 30000 км пробега или каждый год при интенсивной эксплуатации авто.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите «ОТПРАВИТЬ». Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

Источник: https://AutoTopik.ru/toplivnaja-sistema/1341-promyvka-dizelnogo-dvigatelya.html

Есть ли польза от чистки форсунок инжектора и как проводится эта процедура

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

Необходимость чистки инжектора — один из самых горячо обсуждаемых автомобилистами вопросов. Одни с уверенностью заявляют, что чистка абсолютно бесполезна и не дает никакого результата. Другие же советуют регулярно проводить эту процедуру, ссылаясь на очевидное улучшение работы двигателя. Кто прав в этом споре? Как узнать, что инжектор засорился и его пора чистить? Какие существуют способы его очистки? Наконец, есть ли гарантия, что подобная процедура «вылечит» автомобиль?

Основной элемент инжектора – это форсунки, с помощью которых топливо дозировано впрыскивается в камеры сгорания. Очень часто можно услышать мнение о том, что форсунки инжектора засоряются из-за заправки некачественным топливом, в котором содержится песок и прочие инородные частицы.

На самом же деле, вероятность этого невысока: топливная система автомобиля оборудована фильтрами, которые очищают поступающее топливо от крупных частиц. Инжектор засоряется постепенно в ходе эксплуатации автомобиля.

Основная причина засорения в том, что тяжелые фракции бензина оседают на стенках форсунок. Это происходит преимущественно после того, как глушится двигатель. В этот момент возрастает температура корпуса форсунок – они нагреваются от двигателя, который перестает охлаждаться.

При этом нет охлаждающего действия топлива, так как мотор не работает. Под действием температуры выпариваются только легкие фракции топлива, которое в минимальных количествах остается в системе, а тяжелые фракции оседают на каналах форсунок и уже не растворяются в бензине или дизельном топливе.

Эти отложения толщиной всего несколько микрон уменьшают сечение канала форсунки, нарушая ее работу и снижая производительность.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

Высокое содержание тяжелых маслянистых фракций в топливе – ситуация ненормальная. Это характерно только для бензина низкого качества, полученного путем прямой перегонки. Такое топливо получают путем добавления высокооктановых присадок.

Кроме того, к появлению тяжелых фракций может привести неправильная транспортировка и нарушение правил хранения топлива.

Устройство форсунки инжектора, в идеале, позволяет вообще не чистить инжектор, если авто эксплуатируется на топливе европейских стандартов. Автопроизводители рекомендуют через 120-140 тыс. км., менять форсунки, независимо от их техсостояния. Это в идеале.

Реалии же нашей жизни таковы, что топливо, которое мы используем в странах СНГ так «забивает» форсунки, что чистка форсунок инжектора требуется уже через 20-30 тыс. км. пробега.

Как правило, загрязненные форсунки не проявляют себя сразу и явно.Особенно явным засорение форсунок становится в холодное время года, когда ухудшается испаряемость бензина. В автомобиле появляются проблемы в работе двигателя.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ? Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

  • — при запуске двигателя, заводиться не с первого раза, неровная работа двигателя, ;
  • — увеличивается расход топлива;
  • — провал педали газа,
  • — провалы на холостом ходу или во время движения ухудшается динамика разгона, дерганье при разгоне;
  • — снижается мощность двигателя;
  • — сокращается срок службы катализатора и лямбда-зонда;
  • — уменьшается производительность форсунок;
  • — происходит изменение направления распыла и формы факела распыла топлива, вплоть до прекращения подачи топлива;
  • — увеличение выхлопов с повышенной дымностью.
  • Собственно для того, чтобы мы не узнали всех этих «прелестей» засоренного инжектора, и требуется промывка форсунок инжектора.
  • Однако эти проблемы могут быть также вызваны перебоями в работе множества других систем и устройств, так что сказать с уверенностью, что дело в форсунках, едва ли возможно.

Существует несколько способов чистки форсунок.

На народно-водительских способах чистки форсунок инжектора, особенно не будем останавливаться. Хотя, на этот счет и существуют разные мнения. Кто-то не нарадуется работе инжектора с применяемыми всевозможными присадками для топлива. Кто-то, пишет на форуме о том, что на полный бак доливает столько-то керосина и тоже горя не знает. Много способов «угробить» систему впрыска топлива.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

1. Один из самых простых – это добавления в топливо через бензобак очищающей присадки, которая растворяет отложения в процессе работы системы. Специалисты рекомендуют проводить такую очистку в качестве профилактики примерно раз в пять тысяч километров. Однако этот способ подходит только для автомобилей с небольшим пробегом.

Если автомобиль долгое время эксплуатируется и система предположительно сильно загрязнена, такая очистка может только усугубить ситуацию. Когда загрязнений много, полностью растворить их с помощью присадок не получится, и форсунки могут забиться еще сильнее.

Кроме того, отложения из топливного бака попадут в топливный насос, что может привести к выходу его из строя.

2. Другой способ требует специального оборудования и некоторых навыков.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ? Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

С помощью специальных переходников-штуцеров к инжектору подключают прибор для промывания. .Вместо топлива в инжектор поступает специальная промывочная жидкость типа: Liqui Moly, Wynn's, Сarbom clean и так далее из баллона, присоединенного с помощью трубок. При этом, благодаря штуцеру из системы исключаются: бензобак, топливный электронасос, топливный фильтр и бензопровод.

В двигатель под давлением подается смесь бензина и чистящей жидкости. Давление для подачи устанавливается соответственно техническим параметрам конкретного двигателя. Под воздействием промывочной жидкости, все загрязнения раскисают, проходят через форсунки и в результате сгорают в цилиндрах.Процедура чистки форсунок инжектора длится от 30 до 50 минут.

Однако и этот способ не является стопроцентной панацеей от загрязненных форсунок. После такой чистки в инжекторе и масляной системе остается определенное количество промывочной жидкости. В этой связи после процедуры специалисты рекомендуют проехать 10-15 км в форсированном режиме работы двигателя, после чего заменить масло и масляный фильтр.

Очевидно, что данный метод требует значительных временных и финансовых затрат.

Тем не менее, оба способа наиболее подходят в том случае, когда автомобиль имеет небольшой пробег, а демонтировать форсунки довольно сложно из-за конструктивных особенностей их расположения.

3. Ультразвуковая чистка форсунок инжектора

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

Промывка инжектора ультразвуком – это более современный способ очистки форсунок. Такая промывка подразумевает снятие форсунок с двигателя и помещение их в ультразвуковую ванну.

Достигается эффект при чистке инжектора ультразвуком, посредством микровзрывов ультразвуковых волн, которые могут достичь нескольких тысяч атмосфер (эффект кавитации).

Ультразвуковой генератор находится на дне ванночки, куда опускаются форсунки и посредством кавитации достигается максимальный эффект отслоения осадков и засорений в канальцах форсунок.

Использование ультразвуковой ванны позволит очистить не только внешнюю поверхность форсунки, но и её внутренние рабочие полости. Внутренняя поверхность форсунки также подвержена лаковым и карбоновым отложениям, так как находится в рабочей зоне высоких температур и давления.

Стоит обратить внимание на то, что внутренняя поверхность форсунки очищается только в активном режиме очистки.

Активный режим очистки форсунок в ультразвуковой ванне предполагает, что форсунки работают (открываются и закрываются) находясь в рабочем растворе той частью, которая непосредственно распыляет топливо – распылительным отверстием, во время ультразвуковой очистки.

Важно

Промывка инжектора ультразвуком считается более эффективной, поскольку очищаются даже такие форсунки, которые невозможно очистить промывочной жидкостью. Промывка инжектора таким способом стоит несколько дороже. 

  1. — Снятие форсунок с автомобиля;
  2. — Визуальный осмотр форсунок;
  3. — Установка на специальный стенд;
  4. — Первичная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность);
  5. — Промывка форсунок инжектора в щадящем режиме в ультразвуковой ванне со специальным раствором
  6. — Промежуточная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность)
  7. — При необходимости дополнительная промывка;
  8. — Финишная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность);
  9. — При необходимости устанавливаются новые фильтры и уплотнительные кольца;
  10. — Установка форсунок в двигатель.
  11. Также необходимо отметить, что преимущество промывки ультразвуком в возможности проверить эффективность и производительность работы форсунок на стенде.

Другими словами можно сравнить параметры работы форсунки до промывки и после нее.Рекомендуется применять после 100 000 км или чаще по результатам диагностики двигателя.

Основной недостаток такого способа — его стоимость, а также необходимость обращаться к проверенным специалистам. Неправильно проведённая чистка ультразвуком может повлечь за собой плачевные последствия для форсунок.

Нельзя с уверенностью утверждать, насколько эффективно чистить инжектор. Многие автомобилисты считают, что форсунки нужно не чистить, а менять на новые. Другие же автолюбители хвалят ультразвуковой метод.

Читайте также:  Выбираем герметик для системы охлаждения двигателя. обзор популярных герметиков

В любом случае, начинать искать причины, по которым работа двигателя ухудшилась с загрязненных форсунок специалисты не рекомендуют – часто оказывается, что проблема кроется в другом, а процедура очистки занимает время и отнимает деньги, а результата ее не видно.

Специалисты Автодиагностика НН рекомендуют чистить форсунки каждые 30 000 км. пробега.

Возврат к списку статей

Источник: http://xn--80ai1aa.xn--p1ai/articles/Is%20there%20any%20benefit%20from%20cleaning%20the%20injectors%20of%20the%20injector%20and%20how%20is%20this%20procedure%20carried%20out/

Чистка форсунок

Четкая и бесперебойная работа двигателя не в последнюю очередь зависит от состояния системы подачи и впрыска топлива. Ключевыми звеньями в этой цепи являются форсунки.

По сути – это небольшие нагнетательные насосы, основной и единственной функцией которых является впрыск топлива в камеры сгорания силового агрегата.

Грязные форсунки нередко становятся причиной серьезных сбоев в работе двигателя – провалов при наборе оборотов, падении мощности, снижении приемистости, увеличении расхода топлива. Поэтому неизменно актуальным является ответ на вопрос: «Как выполняется чистка топливных форсунок?»

Что такое топливная форсунка

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?Топливная форсунка – инновация в способах подачи горючего в камеры сгорания двигателя. Практически на всех современных легковых автомобилях установлены инжекторы, обеспечивающие многоточечный (распределенный) или прямой впрыск топлива в цилиндры. По принципу действия форсунки бывают:

  • электромагнитные: как правило, устанавливаются на бензиновых двигателях с низким давлением подачи топлива;
  • электрогидравлические: применяются в системе непосредственного впрыска топлива дизельных двигателей;
  • пьезоэлектрические: как самые прогрессивные, используются в бензиновых и дизельных моторах последнего поколения.

Принцип действия у всех видов топливных форсунок идентичен, принципиальная разница заключается в том, каким способом осуществляется открытие (закрытие) топливоподающего отверстия.

Так, например, открытие распылительного отверстия электромагнитной форсунки и инициация впрыска осуществляется после подачи электрического импульса на катушку электромагнита.

Совет

Металлический сердечник перемещается внутри корпуса форсунки, открывая тем самым топливное отверстие. После прекращения подачи электричества сердечник возвращается в исходное состояние, впрыск топлива прекращается.

Периодичность и время открытия клапана, а также количество распыляемого топлива регулируется электронной системой управления подачи топлива (контроллером).

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?Основным ориентиром, по которому можно судить о работе форсунки, является факел распыления топлива. Чистая и правильно функционирующая форсунка дает конусообразный распыл топлива: факел должен иметь симметричные ровные очертания и однородность аэрозольного облака. Критериями для оценки работоспособности форсунок служат:

  • производительность подачи топлива;
  • параметры факела: форма, угол конуса распыла, дальнобойность впрыска, однородность (гомогенность) распыла;
  • интервал впрыска топлива (время между открытием и закрытием клапана);
  • герметичность форсунки.

Признаки, свидетельствующие о загрязнении форсунок

Характерными признаками, сигнализирующими о том, что загрязнение инжекторов достигло критического уровня и необходимо срочное выполнение их очистки, являются:

  • очевидные провалы в работе двигателя на холостом ходу или при наборе оборотов;
  • ухудшение приемистости и разгонной динамики;
  • потеря мощности;
  • перерасход топлива, высокий уровень СО в выхлопных газах.

Вследствие загрязнения тонких каналов инжектора смолистыми и углеродистыми отложениями, уменьшается его пропускная способность – мотор ощущает топливный голод.

Полезно помнить о том, что если чистка форсунок не носит экстренного характера, то проведение данной операции имеет смысл совместить с плановой заменой моторного масла и свечей зажигания.

Периодичность чистки инжектора

Средний интервал, через который нужно проводить чистку форсунок, составляет 30000-50000 км пробега, но этот параметр может изменяться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и, самое главное, от качества используемого топлива.

Необходимо понимать, что засорение инжектора может произойти в очень короткий срок – стоит однажды залить в топливный бак некондиционное горючее, и форсунки необходимо сразу чистить.

Спровоцировать возникновение сбоев в системе впрыска топлива могут также неисправности электронной системы управления двигателем.

Существует правило – чем старше авто и, следовательно, больше его пробег, тем чаще необходимо выполнять обслуживание топливной системы, в особенности промывку инжектора.

Методы чистки форсунок

В настоящее время существует два основных метода, широко используемых для чистки инжекторов двигателей внутреннего сгорания – это жидкостная (химическая) и ультразвуковая очистка.

Обе технологии имеют определенные показания к применению, обладают некоторыми недостатки и несомненными достоинствами, но каждый из способов является полноценным и достаточным средством, используемым в рамках обслуживания системы впрыска топлива.

В некоторых случаях оба метода очистки могут применяться комбинировано.

Жидкостная или химическая промывка форсунок

Технология жидкостной очистки топливных форсунок основана на использовании в качестве чистящего средства специального химически активного вещества – сольвента или другой промывочной жидкости.

К системе подачи топлива подключается промывочная установка, в которую залит состав для промывки системы впрыска.

Стоит заметить, что штатная система подачи топлива полностью отсекается от промывочного контура установки: попадание в бензобак химически активного промывочного состава способствует растворению застарелых отложений, которые, поступая в топливную систему автомобиля, могут засорить ее еще больше.

Обратите внимание

Запускается двигатель (работает на смеси топлива и сольвента), и под высоким давлением чистящий состав прогоняется через инжектор, растворяя и смывая образовавшиеся загрязнения, которые вместе с промывочным составом сгорают в цилиндрах. Для основательной очистки форсунок необходимо, чтобы двигатель проработал не менее 30 минут, после чего обязательно проводится замена моторного масла, фильтра и свечей зажигания.

Как правило, жидкостная очистка форсунок выполняется без их снятия с двигателя – это существенно упрощает проведение данной операции.

К тому же, сольвент или другой промывочный состав, циркулируя по системе впрыска топлива и попадая непосредственно в камеры сгорания, эффективно смывает загрязнения не только внутри топливной рампы, в каналах форсунок, но и устраняет нагар, образовавшийся на седлах клапанов, в камерах сгорания, элементах цилиндро-поршневой группы.

Химическую чистку форсунок, ввиду ее минимального разрушающего влияния, целесообразно проводить в рамках планового обслуживания топливной системы каждые 20-30 тыс. км пробега или примерно один раз в два года. Этот метод промывки инжекторов применим при умеренном засорении топливных каналов форсунок.

Чистка форсунок ультразвуком

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?Данный способ очистки подразумевает обязательное снятие топливных форсунок с двигателя. Суть данного, чрезвычайно эффективного, метода удаления устойчивых загрязнений заключается в использовании энергии ультразвуковых волн и эффекта кавитации.

Форсунки погружаются в ванну стенда очистки, наполненную специальной химически нейтральной жидкостью. На дне емкости расположен ультразвуковой излучатель, работа которого инициирует возникновение акустической кавитации в жидкости (образование мельчайших пузырьков воздуха).

При разрыве (схлопывании) микроскопических кавитационных пузырьков в жидкой среде образуются локальные, но чрезвычайно мощные акустические волны, удары которых и оказывают интенсивное очищающее воздействие на внешнюю поверхность и внутренние полости форсунки.

Для повышения эффективности удаления загрязнений на форсунки подаются управляющие электрические импульсы, которые периодически открывают и закрывают электромагнитный клапан.

Важно понимать, что интенсивность очистки зависит от мощности излучателя и температуры жидкости, в которую помещена форсунка.

После прохождения очистки ультразвуком работоспособность форсунок проверяется на специальном стенде, где можно точно оценить производительность подачи и качество распыления топлива.

Ультразвуковой способ чистки форсунок лучше всего использовать в том случае, когда наблюдается значительное снижение производительности инжектора, следовательно, имеет место его серьезное загрязнение.

Нужно помнить, что проведение ультразвуковой очистки топливных форсунок требует высокой квалификации, в противном случае нарушение установленной технологии очистки «агрессивными» ультразвуковыми волнами может привести к необратимым разрушениям некоторых элементов (керамического покрытия, обмотки электромагнита).

Стоит заметить, что, несмотря на некоторые ограничения в использовании, ультразвуковой метод позволяет несравненно более качественно очистить каналы форсунок от грязи и смолистых отложений.

Жидкостная промывка форсунок своими руками

Для самостоятельного проведения химической промывки форсунок применяется устройство, для изготовления которого потребуются:

  • топливная рампа;
  • старый бензонасос (для нагнетания в форсунку промывочной жидкости);
  • бензостойкие шланги, уплотнительные резиновые кольца;
  • чистящая жидкость;
  • собранная электрическая цепь (для имитации работы форсунки): источник тока 12 V, провода, разъем для подключения форсунки, тумблер выключения.

Использование кустарной установки для жидкостной промывки форсунок своими руками не имеет практического смысла: риск поломки, затраты на покупку расходных материалов и время, затраченное на конструирование прибора, соизмеримы с расходами на посещение специализированного автосервиса. При обслуживании автомобилей представительского или бизнес-класса только постановка данного вопроса выходит за рамки здравого смысла.

Присадки для чистки инжектора

Добавление специальных присадок в топливо является преимущественно профилактической мерой, направленной на снижение интенсивности загрязнения топливных каналов форсунок. Наибольшую эффективность и целесообразность данный метод имеет в случае его применения на новых автомобилях, когда топливная система еще не пострадала от использования некачественного бензина или дизельного топлива.

Высококачественные присадки, заливаемые непосредственно в топливный бак, рекомендуется использовать с качественными видами топлива, причем таким образом, чтобы сразу после добавки присадки в бензин или солярку, автомобиль гарантированно проезжал несколько сотен километров. В ином случае, процесс очистки пройдет в топливном баке и вся растворенная там грязь попадет в сетку бензонасоса, топливный фильтр и тот же инжектор.

Источник: https://avtonam.ru/maintenance/chistka-forsunok/

Промывка инжектора ультразвуком | Этапы процедуры, особенности, преимущества – на промышленном портале Myfta.Ru

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

При ее проведении обязательно нужно снять с двигателя форсунки, а затем поместить их в специальную ванну, где они, собственно говоря, и промываются с помощью эффекта кавитации.

Зачастую первый цикл данной процедуры запускается в щадящем режиме на достаточно маленькой мощности. После проведения первого этапа специалисты устанавливают снятые форсунки в проверочный стенд. Именно в данном стенде происходит проверка производительности и распыла форсунок.

При условии, что проверка покажет недостаточно хороший распыл либо низкую производительность некоторых форсунок, то они опять возвращаются в ванну. Ультразвуковая промывка инжектора может продолжаться до тех пор, пока не выровняется производительность, то есть не будет менее 1-3%. Дальше при необходимости на форсунки могут устанавливаться новые уплотнительные кольца и фильтра.

Практика доказывает, что с помощью такого способа можно прочистить даже форсунки, которые находились в очень запущенном состоянии. Кроме того, такая очистка справится даже с теми случаями, в которой бесполезной стада очистка с помощью жидкости.

Правда, случаи, когда форсунки совершенно не поддаются какой-либо очистке, всё же случаются. Возможно это либо после очень долгого простоя авто, либо же при условии, что в бензобак попала вода.

Что стоит помнить при промывке инжектора ультразвуком так это то, что с помощью этой процедуры можно запросто навредить своему автомобилю, а поэтому к ультразвуку стоит относиться очень серьёзно.

Важно

Например, на старых автомобилях установлены достаточно крепкие форсунки, которые начинают вымываться лишь спустя полчаса в ультразвуковой ванне, а вот форсунки из новых авто за такое время могут просто рассыпаться. Зачастую специальный стенд имеет массу различных режимов, а начинать, пожалуй, лучше всего с щадящего и довольно мягкого режима.

Читайте также:  Как установить бесключевой доступ и его принцип работы? теория и практика

Ассортимент оборудования, предназначенного для ультразвуковой промывки инжектора, достаточно широк. И речь не только о видах, но и ценовой политике.

Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?Самым удобным в эксплуатации, что логично, считается более дорогое и, соответственно, более качественное оборудование, которое чаще всего обладает сенсорным управлением. Разнообразным считается и выбор жидкостей, но практически все они имеют почти идентичный состав.

От человеческого фактора также во многом зависит качество проводимой процедуры, поэтому лучше доверить инжекторный механизм своего автомобиля людям, имеющим немалый опыт в данной сфере.

Читайте также на портале myfta.ru:

Видео по теме с YouTube:

Источник: http://myfta.ru/articles/promyvka-inzhektora-ultrazvukom

Способы промывки форсунок инжектора

Рассмотри три метода промывки инжектора, разберем их плюсы и минусы, а так же подведем итоги о том как и каким средство промыть инжектор автомобиля не навредив ему.

Ультразвуковая промывка инжектора со снятием форсунок

Ультразвуковая промывка форсунок еще называется кавитационной, данный способ не подходит для керамических и тефлоновых форсунок т.к. они разрушаются.

Сама суть ультразвуковой промывки форсунок заключается в том что:

  1. Форсунки снимаются с автомобиля;
  2. Они помещаются в ультразвуковую ванну на стенде, которая заполнена особой жидкостью, подогретой до нужной температуры (чаще всего – до +60°C);
  3. Включается ультразвуковой излучатель, находящийся на дне емкости. Исходящие от него волны порождают кавитацию – образование пузырьков, которые, лопаясь, производят микроскопический акустический удар, снимающий напластования грязи на маленьком участке.

Данный вид промывки противопоказан для тефлоновых и керамических форсунок, т.к. они попросту выходят из строя «начинают течь», такая промывка быстро выведет форсунки из строя и считается не безопасной для них.

Есть якобы технология кавитационной промывки форсунки без погружения ее в ванну, однако принцип и последствия для тефлоновых, керамических форсунок не меняется.

Данным способом промыть форсунки инжектора своими силами не получится.

Промывка форсунок инжектора без снятия

  • Пожалуй один из самых оптимальных и доступных способов промывки форсунок своими руками, и пусть он не настолько быстрый как первый но он эффективен , а самое главное вреда инжектору и форсункам не причиняет, промыть инжектор данным способом под силу каждому.
  • Данный способ промывки инжектора лучше всего делать перед тем как вы решили поменять масло, потому что жидкости которые используются в данном способе очень едкие и негативно воздействуют на моторное масло.
  • Еще не маловажный плюс заключается в том что помимо форсунок очищается и сама топливная магистраль.
  • Как пример промывка форсунок инжектора Nissan Cefiro.

Промывка инжектора со снятием форсунок без ультразвуковых ванн

Достаточно трудоемкий процесс. Эффективность данного способа меньше чем у всех остальных.

Задайте сами себе вопрос а стоит ли? Снимать форсунки, промывать каждую форсунку жидкостями не предназначенными для промывки инжектора такими как: очиститель карбюратора.

Инжектор автомобиля достаточно не убиваемый механизм за которым просто нужно следить. Взять инжектор с пробегом в 200 000 км.

который никогда не промывался, ваши надежды оправдаются лишь незначительно независимо от того какой способ вы бы не использовали.

Не забывайте что в баке находится множество того чего там быть не должно и его прочищать нужно тоже, и самое главное не пользуйтесь средствами которые заливаются в бак т.к. ожидаемого эффекта вы не достигните вовсе.

Средства для промывки инжектора

  1. Рассмотри три самых популярных средства для промывки форсунок инжектора.
  2. Данные средства достаточно зарекомендовали себя с очень хорошей стороны, они доступны практически в каждом магазине и при их использовании вам гарантирован результат с первой промывкой инжектора.

  3. WYNNS — INJECTION SYSTEM PURGE Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

При предварительном просмотре отмытой в препарате для промывки инжектора WYNN’S INJECTION SYSTEM PURGE сетки нам показалось, что он не удалил процентов 80 всех отложений. Но при более внимательном осмотре на просвет оказалось, что более 50% забитых отложениями ячеек вернули себе первоначальную пропускную способность. Аналитические весы показали уменьшение массы сетки на 10 мг.

Окончательная промывка в специальном растворе показала, что 10% из отложений, оставшихся после испытания препарата, — несмываемые.

LAVR — INJECTION SYSTEM PURGE Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком. Стоит ли рассматривать этот способ?

изменение массы за время промывки LAVR (ЛАВР) ML 101 INJECTION SYSTEM PURGE составило 30 мг, что является наилучшим результатом для профессиональных очистителей, участвовавших в нашем тестировании, и визуальный осмотр лишь подтвердил этот результат: даже при первоначальном осмотре (это видно на фотографии) оказалось, что большая часть загрязнений исчезла с поверхности сетки. Осмотр на просвет показал, что 70% ячеек вернули себе первозданную чистоту.

Данное средство для промывки инжектора нам понравилось больше всего.

LIQUI MOLY — FUEL SYSTEM INTENSIVE CLEANER

внимательной осмотр подложки после испытания LIQUI MOLY FUEL SYSTEM INTENSIVE CLEANER показал, что смолистые отложения отмылись на 80%, а остальные 20% хоть и остались на подложке, сильно размягчились и в реальных условиях эксплуатации исчезнут довольно быстро. Количество очищенных ячеек превысило 45% от их общего числа.

  • Взвешивание на точных весах показало, что данное чистящее средство позволило сетке «похудеть» на 20 мг.
  • Окончательная 3-часовая промывка спецраствором показала, что несмываемых отложений на сетке нет.
  • В нашем тесте средство для промывки инжектора Lavr показало результат идентичный средству Wynns, и в заключении можно сказать что переплачивать нет смысла.

Расскажи о статье своим друзьям: ведь она может быть полезна не только тебе

Источник: https://autozona54.ru/statyi/interesnoe/sposoby-promyvki-forsunok-i-inzhektor.php

Очистка форсунок инжектора своими руками

  • В процессе эксплуатации автомобиля его владельцы неизменно сталкиваются с такой проблемой, как засорение форсунок инжектора, что отрицательно сказывается на топливно-экономических показателях и динамике автомобиля.
  • Со временем загрязнение принимает угрожающий характер, что в конечном счете может привести к серьезным поломкам и необходимости выполнения капитального ремонта.
  • Именно поэтому рекомендуется проводить регулярное обслуживание мотора, что может выполняться как в условиях сервиса при помощи профессионального оборудования, так и самостоятельно с использованием специальной автохимии.
  • Большой популярностью сегодня пользуется промывка форсунок ультразвуком, плюсы и минусы которой будут описаны в этой статье.

Зачем проводить чистку инжектора

Форсунки инжектора — это специальные механизмы, которые отвечают за разбрызгивание топлива внутри камеры сгорания.

По мере эксплуатации двигателя на стенках и соплах впрыска осаждаются тяжелые фракции бензина и появляются отложения, что отрицательно сказывается на качестве распыления топлива в камере сгорания.

В свою очередь, это приводит к увеличению расхода топлива, а сам мотор работает неровно, начинает троить, появляется детонация.

В результате подобного загрязнения снижается производительность мотора, датчики внутри двигателя начинают показывать неисправность, и после проведения соответствующей компьютерной диагностики можно определить проблемы с инжектором.

Совет

Многие автовладельцы утверждают, что подобное загрязнение происходит по причине использования некачественного топлива. Однако подобное не всегда верно.

Дело в том, что даже в качественном топливе будут содержаться различные дополнительные примеси и включения, которые со временем станут осаждаться на форсунках, и после пробега в 100−150 тысяч километров потребуется их чистка ультразвуком или специальной автохимией.

Способы и правила очистки

Существует несколько способов очистки:

  • ультразвуковая очистка форсунок;
  • применение промывочных установок;
  • использование специальной автохимии.

Каждый из таких способов мойки имеет свои определенные преимущества и недостатки.

Например, безопаснее всего для двигателя выполнять подобную очистку, используя специальную жидкость для ультразвуковой чистки форсунок, что позволяет полностью снять налет с поршней, клапанов и самой камеры сгорания.

Единственный недостаток использования ультразвуковой очистки — это высокая стоимость подобных услуг. Подобное несколько ограничивает популярность данного способа обслуживания двигателя.

Также возможно использование специальных приборов для промывки мотора, которые через переходники-штуцеры подключаются к инжектору.

Внутрь двигателя подается специальная промывочная жидкость, которая под высоким давлением циркулирует в системе, после чего полностью удаляется из мотора, а форсунки и камера сгорания после такой работы полностью очищается от имеющихся загрязнений.

Необходимо лишь правильно выбрать очищающую жидкость, которой будет проводиться данная работа.

В магазинах автохимии можно найти различные средства для самостоятельной очистки форсунок и инжектора. Недорогие промывочные жидкости предназначены для добавления в топливо, после чего используемая автохимия самостоятельно очищает инжектор, улучшая работу двигателя.

Однако многие автовладельцы и специалисты, которые занимаются ремонтом автомобилей, скептически относятся к использованию таких средств.

Обратите внимание

По их мнению, использование автохимии отрицательно сказывается на всей топливной системе, поэтому ее частое применение неизменно приведет в последующем к необходимости дорогостоящего ремонта инжектора и топливной системы автомобиля.

Впрочем, следует отметить, что в последние годы появились средства нового поколения, которые полностью безопасны в использовании, имеют доступную стоимость и при этом обеспечивают качественную очистку топливной системы и инжектора.

Необходимо лишь не экономить на качестве промывочных жидкостей, что позволяет самостоятельно провести очистку форсунок и избавляет от необходимости обращаться в специализированные мастерские, где за очистку ультразвуком с автовладельца попросят десять и более тысяч рублей.

Промывка форсунок своими руками

Самостоятельная промывка может выполняться путем заливки специальной жидкости в бензобак, но куда эффективнее, безопаснее для двигателя и проще для автовладельца выкрутить форсунки из двигателя и выполнить их очистку вручную или использовать ванный способ промывки. Для этого вам необходимо сделать следующее:

  1. На включенном двигателе необходимо достать предохранитель, который отвечает за работу бензонасоса. Это позволит уменьшить давление в магистрали топлива, после чего автомобиль глушат и начинают демонтаж форсунок. Помните, что нельзя проводить такую очистку при высоком давлении в системе.
  2. Отсоединяют клеммы, а также реверсный и нагнетающий бензопроводный шланг.
  3. С двигателя откручивают планшет с форсунками, который крепится на нескольких саморезах.
  4. Аккуратно снимают уплотняющие кольца.
  5. Сняв уплотняющие кольца, можно приступать непосредственно к чистке форсунок. Для этого вам потребуется соответствующая автохимия, которую через шланг заливают в сопло. Содержащиеся в промывающей жидкости активные компоненты быстро растворяют имеющиеся загрязнения.
  6. Автовладельцу лишь останется в обратном порядке собрать всю топливную магистраль, подключить клеммы, вставить предохранитель и проверить работоспособность системы.

Все без исключения автовладельцы сталкиваются с проблемой засорения форсунок, которые со временем начинают хуже работать, требуют очистки или замены.

При появлении первых признаков засорения и проблем с инжектором необходимо выполнить очистку, для чего можно обратиться в соответствующие СТО, где работа проводится при помощи ультразвукового оборудования.

Или можно провести всю промывку своими руками, выкрутив форсунки с двигателя и очистив их в специальной промывочной жидкости. Подобная очистка не представляет особой сложности, и при небольшой доле сноровки выполнить ее сможет каждый автовладелец.

Оценка статьи:

(Пока оценок нет) Загрузка…

Советы по выбору жидкого очистителя для инжектора

Источник: http://sam-avtomalyar.ru/ochistka-forsunok-inzhektora-svoimi-rukami/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector